Немного о Микаэле Налбандяне...

Jun 25, 2016 10:52

Иногда задают такой вопрос: Какое художественное произведение оказало влияние на ваше мировосприятие, ваш духовный мир? Трудно назвать одно единственное.
Но стихотворение «Свобода» Микаэла Налбандяна стоит особняком в этой горсти, ибо оно полностью сформировало мои понятия о духовных ценностях. Если хотите знать, в течение многих десятков лет время от времени я вслух повторяю это невыразимо прекрасное стихотворение.

Ազատ աստվածն այն օրից,
Երբ հաճեցավ շունչ փչել,
Իմ հողանյութ շինվածքին
Կենդանություն պարգևել.
Ես անբարբառ մի մանուկ
Երկու ձեռքս պարզեցի,
Եվ իմ անզոր թևերով
Ազատությունն գրկեցի։
«Ազատությո՞ւն,- ինձ կրկնեց
Ճակատագիրը վերևից.-
Ազատությա՞ն դու զինվոր
Կամիս գրվիլ այս օրից:
Օ՛հ, փշոտ է ճանապարհդ,
Քեզ շատ փորձանք կը սպասե.
Ազատություն սիրողին
Այս աշխարհը խիստ նեղ է»։
- Ազատությո՜ւն, - գոչեցի, -
Թող որոտա իմ գլխին
Փայլակ, կայծակ, հուր, երկաթ,
Թող դավ դնե թշնամին,
Ես մինչ ի մահ, կախաղան,
Մինչև անարգ մահու սյուն,
Պիտի գոռամ, պիտ կրկնեմ
Անդադար. ազատությո՜ւն։

Когда свободный бог в меня
Вдохнул дыханье человека
И бренному созданью дал
Дар кратковременного века, -
Я, бессловесное дитя,
Не зная горя и невзгоды,
Ручонки слабые простер
К видению свободы.
«Свобода? - эхом прозвучав,
Судьба сурово вопросила. -
Свободы воином навек
Ты хочешь стать, а хватит силы?
Тернист и тяжек будет путь
Отдавшего себя народу.
Мир узок, тесен для того,
Кто полюбил свободу».
«Свобода!» - восклицаю я.
Пусть гром над головою грянет,
Огня, железа не страшусь,
Пусть враг меня смертельно ранит,
Пусть казнью, виселицей пусть,
Столбом позорным кончу годы,
Не перестану петь, взывать
И повторять: «Свобода!» (лучший перевод - В.Звягинцевой)

А вот из биографии его помню только то, что он постоянно лечился в Европе, дружил с русскими революционерами и что его сажали в тюрьму. И даже одну такую историю мама не без ехидства рассказывала: арестовали, три года держали в петропавловской одиночке, но, так как в этом Питере почти все армяне не выдерживали климат, и он был болен туберкулёзом, власти потом сослали его не в Сибирь, а в Камышин (в глушь, в Саратов). Подозреваю, что для мамы большинство русских городов были сибирскими…

И с эпизодом из его деятельности о наследстве армянских купцов в Индии я совершенно не была знакома…
С ноября 1860 по май 1862 Налбандян путешествовал по Европе и Азии. Налбандян отправился в Италию (Сицилия, Неаполь, Рим, Генуя), где установил связи с гарибальдийцами. Практической целью путешествия было поручение Новой Нахичевани: в июле 1860 он был избран делегатом общественного собрания этого города и получил задание отыскать в Калькутте завещанное нахичеванцам наследство живших там еще в конце XVII в. армянских купцов; в Эчмиадзине его полномочия были заверены подписью католикоса всех армян. В дальнейшем (июнь - октябрь 1861) Налбандян успешно исполнил данное ему поручение: прибыв в Калькутту, он выучился английскому языку, ознакомился с местным законодательством, доказал основательность притязаний нахичеванцев и получил для них значительную сумму. (Там же он купил на свои средства носорога, предназначенного в дар Московскому зоологическому обществу.) Выполнив поручение нахичеванцев в Индии, Налбандян снова отправился по маршруту Константинополь - Париж - Лондон (где ему надо было уладить кое-какие формальности, связанные с индийским наследством) - Париж. Однако путь его не был прямым, и до Индии он побывал в самых разных странах. В ноябре 1860 он отправился из Эчмиадзина в Турцию в Константинополь, тогдашний культурный центр армян - турецких подданных. Но вот отчитаться по делу о завещании индийских армян перед перед городским собранием новонахичеванцам он не успел - по приезде на родину его арестовали и снова отправили в Петербург. Кстати, почти одновременно с Чернышевским…

Терьяна похоронили в Оренбурге, Налбандяна - в саратовском Камышине…

А это уже спустя полтора века…
«Сенат постановил Михаила Налбандова «оставить в сильном подозрении и затем, как личность неблагонадежную, предоставить министру внутренних дел выслать в один из отдаленных городов России под строгий надзор полиции». …7 декабря 1865 года в Камышин въехали заснеженные сани. В них в сопровождении конвойного жандарма ехал известный армянский поэт, демократ Микаэл Налбандян. В нашем городе он поселился в доме купца А. К. Парамонова.
Свои впечатления о Камышине Налбандян изложил в письме к брату «Об этом городе ничего хорошего сообщить не могу. Совершенно негодное место, а в течение зимы здесь жизнь прекращается совершенно». В феврале 1866 года Налбандян обратился к саратовскому губернатору князю Щербатову с прошением разрешить ему 1 мая выехать в кумысолечебницу в Самарскую губернию. Разрешение было получено, но 31 марта поэта не стало. В Камышине его лечил лучший в городе доктор Виноградов, однако болезнь Налбандяна была слишком запущена.

Из Камышина тело поэта по указанию городского исправника было направлено по Волге до Царицына, далее - железной дорогой, а в завершении - пароходом в Нор-Нахичевань. Похороны Налбандяна превратились в массовую демонстрацию. Он был погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

Сегодня молодое поколение камышан знает о поэте лишь по его статуе, выставленной в местном музее. Вот как об истории появления медного Налбандяна в Камышине рассказывал бывший директор музея Сергей Чеботарев: «Спустя ровно сто лет после смерти Налбандяна его соотечественники, советские армяне, изготовили в технике кованой меди трехметровый монумент Налбандяна, предназначенный, скорее всего, для открытых помещений. Когда медную статую подарили нашему городу, местные власти долго решали: куда его деть? А в 1968 году, в 300-летий юбилей Камышина, как раз готовилась к открытию новая школа № 16. И армянского поэта подарили учреждению образования! Однако здание школы было современным, с низкими потолками, поэтому монумент, буквально «придавило», к тому же он был практически спрятан за лестницей в темном углу. Его очень пугались первоклассники, а также гости, которые впервые посещали школу.



Позднее монумент решили передать музею. В наши дни многие, глядя на темную фигуру Налбандяна, полагают, что это - Пушкин. Типичный вопрос посетителей музея: «А что, в Камышине бывал Пушкин?» На что следует ответ-разъяснение, что это вовсе не великий русский поэт, а просветитель армянского народа. В музее история с испугами особо нервных людей повторилась. Сначала Налбандян стоял прямо у входа, и вошедшие в парадную дверь замирали со вздохом: «О, Боже мой! Кто это?!» Словом, медный Налбандян долго не мог найти своего места - он странствовал по коридорам как тень отца Гамлета. С чьим образом его порой и сравнивали. Наконец, монумент поставили на площадке парадной лестницы между первым и вторым этажом...»
Сегодня медный Микаэл Налбандян вновь расположился в коридоре, где уже новые поколения школьников спрашивают: «Кто это?».

Такие вот похождения медной статуи обнаружила я на сайте города Камышина…

Между прочим, это Налбандян написал слова, которые исполняются как гимн современной Армении...

livejournal, памятник Микаэлу Налбандяну, Ново-нахичевань, writer's block, Микаэл Налбандян, welcome

Previous post Next post
Up