Юрий Грымов задумал поставить в возглавляемом им
театре «Модерн» трилогию «Антихрист и Христос». «Леонардо» и «Иуда» живут пока только в задумках режиссера, а вот первый спектакль трилогии,
«Пётр» (или «Пётр I»), уже увидел свет. Премьера состоялась почти год назад, но я добралась до него только вчера.
Что сказать - очень неожиданная постановка. Во-первых, сам Петр. Мы привыкли с детства к тому, что царь Петр - Великий. Великий реформатор, великий строитель, великий завоеватель и т.д. Но только с годами начинаешь задумываться, а как давались все эти реформы. Петр поднял Россию с колен? Или поднял на дыбЫ? Или на дЫбы? Какой ценой дались все его деяния его современникам? Причем и простому люду, тысячами угробленному на войнах и на строительстве Петербурга, и боярам, вынужденным лишиться многого из того, что было для них дорого и свято. Я уже молчу про стрельцов. Слом веры, слом традиций. И, если вдуматься, а что это дало? Смотрела на сцену и думала, что ничего за столько лет не изменилось. То же воровство, та же коррупция, те же ручные и послушные воле правителя сенат и суд. Вообще очень много параллелей возникает. И зачем было брить бороды? Надевать принудительно парики и европейские кафтаны? Зачем все эти чисто внешние реформы, что они дали, кроме негатива? К чему эта бескомпромиссность - ну пусть бы староверы верили, как раньше, неужели лучше, что они сбегали в Сибирь и сгорали там целыми деревнями во имя веры.
И сам Петр - по большому счету, несчастный. больной и одинокий человек (недаром Грымов читает название своего спектакля не только как «Петр Первый», но и как «Петр Один». Вокруг царя люди, много, но никто не любит его - человека. Поклоняются, боятся, пресмыкаются, изменяют, предают, пользуются, что угодно, но не любят. Да и как его любить. Не знаю, как в жизни, но в спектакле он - ужасен. Несчастен и ужасен одновременно, да. Готовый убивать своими руками, готовый жертвовать сыном и внуком… Готовый пользоваться информацией от продажного попа, нарушающего тайну исповеди (как бЭ оба, и царь, и поп - не последние христиане, да?) Недаром в его окружении возникают люди, в глаза и за глаза называющие его Антихристом. Считающие, что он несет России тьму, а не свет.
И на сцене чаще темно. Только иногда ее пронизывают лучи света. Да лубочное альтер-эго Петра нет-нет, да и появляется в ярком свете. И начинается спектакль с мрачного утра стрелецкой казни. А заканчивается убийством сына… Ни своих не щадим, ни чужих.
Вообще, постановка рассчитана на зрителя, имеющего хоть какое-то представление об истории. Спектакль не повествует нам о событиях тех лет, он только иллюстрирует их, быстро переходя из года в год. Я бы сравнила постановку с калейдоскопом. Вот мы рассматриваем один рисунок, а вот стекла перемешались, и перед нами совсем другая картинка. Кадры чередуются, заботясь только о своей красоте, но не о том, насколько понятно происходящее. Иногда, в отдельных сценах, появляется какой-то психологизм, но чаще - это такой театр Кабуки, где главное - картинка.
А картинка создается, в большой степени, за счет совершенно чумовых костюмов. Можно как угодно воспринимать постановку, но невозможно не оценить шедевральные наряды. Читала, что некоторые платья создавались на 3Д-принтере. Всего костюмов около трехсот. И сделаны они с кропотливой точностью - все эти шитые золотом камзолы, рюши, украшения. Очень дорого, очень богато и при этом не аляписто. Гипертрофированы только парики - сидела в душном зале и от души сочувствовала актерам, вынужденным носить на голове эти сооружения. Я, если честно, из-за этих париков даже не сразу опознала, что Петр появился на выходе уже с Екатериной - женой (в первый момент подумала, что это Анна Монс), хотя сидела в первом ряду. Ну говорю же, действие скачет калейдоскопом, не в первую секунду въезжаешь, где ты и в каком году, впору пояснение - либретто писать для тех, кто забыл историю.
Помимо костюмов, атмосфера спектакля создается и отлично подобранной музыкой. Знаете, как бывает - слышишь музыку и понимаешь - что-то будет…
Декораций практически нет, так, несколько лавок, пара стульев - тронов. И кусты - шары. Вот образ этих шаров явно предполагает какой-то второй смысл, но я не разгадала, какой именно. То ли такой каток судьбы, рок. То ли сизифов камень. Не знаю.
Основная декорация - народ. Для царя он - расходный материал, статисты. В Сибири поживей и покрепче, туда отправимся воинов набирать, дома попокладистее. Но все - просто подданные, крепостные или вольные, все - орудие производства. Даже странно, как это он заметил свою Катерину (да, собственно, и не он изначально заметил). Как насмешка судьбы - и царь, и его сын - в паре с простолюдинками.
Вот, кстати, о сыне. Очень понравился актер, игравший Алексея, Владислав Свиридов. Его персонажу веришь и сочувствуешь.
Хорош и исполнитель главной роли - Юрий Анпилогов. Играет, не щадя себя, рвя душу и терзая тело. Браво!
И не могу не отметить исполнителя маленькой, но заметной благодаря актеру, роли Кенигсека - Сергея Аронина.
Именно из-за этих трех актеров и ради костюмов можно идти смотреть этот спектакль. Не скажу, что он мне безоговорочно понравился (второе действие зашло лучше, в первом привыкала к постановке)), но внимания постановка явно заслуживает и вечер был проведен с пользой).
За приглашение благодарю сообщество
Москультура и лично
tushinetc, активно пишущего для
проекта МоскультураИ, конечно, театр «Модерн». За приглашение, за любезных администратора и капельдинеров, не пожадничавших пересадить нас в первый ряд)). Это важно, когда к зрителям относятся, как к дорогим гостям. Спасибо.