Спектакль "Интернат", проект "Наивно? Очень".

Sep 20, 2021 16:09



Классные актеры могут сыграть телефонную книгу, а самые лучшие - документальную статью из газеты. Без декораций, без костюмов (просто в своей одежде), без грима, но при этом нос к носу со зрителями. В крошечном пространстве внутри ARTPLAY они показали нам безнадежный ад, который пахнет не серой, он пахнет мочой. Меняя образы, актеры пытаются донести до нас то, о чем мы все, в общем-то, знаем, но о чем знать, положа руку на сердце, чаще всего не хотим. Потому что тяжело… И страшно… Но актеры и режиссер спектакля Екатерина Половцева «наивно» верят, что рассказав возможно большему числу людей, что происходит в интернатах за глухим забором, они добьются принятия законов, способных хоть немного облегчить жизнь их постояльцев.
Скажете, это Вас не касается?... Не зарекайтесь. Каждый из восьми с небольшим сотен людей нашей страны окончит свою жизнь за забором психо-неврологического интерната, где у него не будет ни прав, ни близких, ни здоровья, ни денег… То есть шанс у каждого из нас испытать все на своей шкуре достаточно велик.
Думаю, актрису Нелли Уварову знают очень многие. Она много снимается и играет на сцене. Но мало кто знает, что несколько лет назад она запустила проект «Наивно? Очень», призванный привлечь внимание к проблеме и помочь людям, вычеркнутым из жизни из-за их психического нездоровья. Со временем у проекта появился свой магазинчик


А вот теперь - и новое направление - театр. Первым спектаклем стал «Интернат», поставленный по одноименному тексту Елены Костюченко, опубликованному в «Новой Газете». Елена две недели провела в Психоневрологическом интернате (ПНИ), брала интервью у медперсонала и наблюдала за жизнью постояльцев интерната изнутри. По её выводам, ПНИ - это и есть основная примета нашего государства. Не вакцина, не вооружение, а вот эти брошенные за забор, никому не нужные бесправные люди.
Скажу честно, я стремилась попасть на этот спектакль прежде всего ради занятых в нем актеров, они удивительные. Народный артист России Евгений Редько, Нелли Уварова, Максим Керин, Дмитрий Лысенков. Но было бы несправедливо не упомянуть и тех, кого я до сих пор не знала - Александра Суворова, Ольгу Лапшину и Марию Лапшину. Все они оказались неравнодушными людьми, поддержавшими этот проект, отдавшими ему силы и время.




Для меня, конечно, лучшим был Евгений Редько, мастерски перевоплощавшийся из главврача в очередного пациента и обратно... Вот его глаза становятся пустыми, а лицо выражает досаду - с ним говорят о ком-то из его пациентов, а их у него - аж в семи крыльях больницы, всех не упомнить. А вот он полон праведного гнева - у него без его ведома выбросили ложку (да, персонал выбрасывает вещи пациентов по собственному усмотрению)... Да-да, снова врач (по кличке Семикрылый) и снова персонаж(и) с нестабильной психикой, как и в спектакле «Сын», но вот так совпало… Этот Актер может сыграть все. Обожаю.


фото с сайта проекта "Наивно? Очень"



Нелли Уварова тоже вкладывала душу в свою роль, в ее лицо порой было больно смотреть. И вот это личное участие вдруг проявилось репликой «Я Нелли, у меня двое детей, и я их очень люблю». Простая вроде реплика, но звучит чем-то совершенно недостижимым, несусветным на фоне рассказа о тех, кого стерилизуют, даже не поставив их об этом в известность.


Спектакль имеет форму читки, в руках у актеров листы с текстом, придающие спектаклю документальности, и все-таки это - полноценный игровой спектакль.


Актеры перевоплощаются из одного персонажа в другого, заставляют сопереживать и пациентам этой жуткой клиники, и, как ни странно, ее персоналу. Когда от имени медсестры читали бесконечный список журналов, которые она должна заполнять, сводило зубы от тоски и становилось безнадежно понятно, что на пациентов времени у нее просто физически не может остаться. Одна медсестра на 40 непростых постояльцев - просто человек-автомат на конвейере по выдаче лекарств (для сравнения нам зачитали нормы в Испании - 5 человек персонала на одного пациента, да, пусть это не 5 медсестер, туда, наверное, и дворники, и истопники входят, но тем не менее, даже сравнивать нельзя). Персонал такой же заложник этой системы, как и пациенты, с мизерной зарплатой, с лишением премий за любую провинность. Разница лишь в том, что персонал может в любой момент покинуть этот ад,.. если найдет, куда уйти.
Что же касается пациентов - они совершенно, абсолютно бесправны. Даже в том, в чем формально прав не лишены. Забеременевших женщин, например, не просто отправляют на аборт, но стерилизуют, без их ведома и без положенного суда. Даже в нацистской Германии на принудительную стерилизацию людей отправляли через суд (ну да,я снова вспоминаю РАМТовский спектакль, "Нюрнберг", но эти параллели с фашизмом напрашиваются сами собой, увы). Конечно, судебное заседание в такой ситуации скорее всего - пустая формальность. Но кто знает… Не все диагнозы точны и справедливы. Ярлык «вегетативная больная», например, приклеен к женщине, пишущей неплохие стихи. Да, она пишет их, корчась в судорогах и с трудом попадая мизинцем по клавишам телефона, но в них столько мысли и безысходного отчаяния человека, ПОНИМАЮЩЕГО, что с ним происходит, но не имеющего сил это изменить.


фото с сайта проекта "Наивно? Очень"

А надо заметить, что на стенах мастерской, где шел спектакль, развешаны картины людей с психическими отклонениями, но тех, кто не находится за забором ПНИ, а получил, во многом благодаря проекту «Наивно? Очень», возможность жить в человеческой среде и рисовать. Так вот, их картины воистину удивительны.


Но как же много усилий нужно, чтобы дать таким людям возможность по-человечески существовать. Проще упрятать в интернат.
Люди в ПНИ лишены самого простого. Собственно, их просто не считают за людей. Животные в приюте, разделенные по половому признаку. Которым позволяют иногда спариваться, чтобы не зверели, но не позволяют размножаться. Мишени для садистов из медперсонала. Любой вопрос расценивается как недовольство и карается уколами, запретами, отправлением в психушку. Возможность приобрести что-то желанное для себя - только чисто гипотетическая. Часть положенной пенсии, за вычетом расходов на интернат, должна оставаться в распоряжении самих пациентов, на деле они почти никогда не могут ей воспользоваться, слишком сложный и длинный путь для достижения этой цели. Даже пульт от телевизора - это привилегия самой сильной физически и лояльной к руководству пациентки. И она прекрасно осознает, что она - власть. Такой полицай местного разлива. Еще не немец, но уже не еврей. Да много всего… не перечислишь, да и нет смысла пересказывать спектакль.
Спектакль рассказывает о нескольких конкретных жильцах интерната, об их чувствах, переживаниях… и о том, чем они все объединены. Нет, не диагнозом, а тем, что все они брошены своими близкими. Близких, кстати, тоже жаль… Страшный выбор, безнадега… Поселить родное существо в этот ад - поселить ад в своей собственной душе. Не дай Бог оказаться перед таким выбором. Не дай Бог оказаться за этим забором. Очень страшно. Елена Костюченко пишет, что ей дали только «поскрести по верхушке этого ада», допустили туда на определенных условиях, а что там творится без пригляда прессы, страшно представить.
Думаю, этот спектакль стоит посмотреть многим. Он не накроет вас театральным счастьем, не удивит дорогой сценографией или режиссерскими изысками. Но он трогает, он задевает, он пугает, он бередит душу. А не это ли главное в театре… И кто знает, может быть, он поможет сделать счастливее хоть несколько человек из этих несчастных.

Следующий показ будет в пространстве РАМТа 29 сентября, далее - смотрите на сайте проекта. Это не РАМТовский спектакль, театр просто предоставил проекту свои гостеприимные стены. И именно из РАМТа половина актеров, занятых в спектакле, в том числе основатель проекта Нелли Уварова. Спасибо ей.

проект "Наивно? Очень", Максим Керин, Дмитрий Лысенков, спектакль Интернат, Нелли Уварова, РАМТ, Евгений Редько, Мария Лапшина, Ольга Лапшина, театр

Previous post Next post
Up