Игорь Попков (Маленький).

Mar 14, 2011 12:57

Игорь Попков (литературные реминисценции).
Писать о любимом друге одновременно и сложно и приятно. Сложно, ибо боюсь ошибиться, и не слишком верно вспомнить (память у меня скорее артистическая, чем архивная), а приятно, оттого, что, сказав о прекрасном друге, ты словно и сам получаешь порцию удовольствия. Что же есть друзья, как ни часть тебя самого.
Итак…
…Игорь Валерьевич Попков возник на линии моего горизонта тревожной осенью 1988-го года, в ноябре (хочется ляпнуть 11-го, чтоб вышло зловеще - день рождения Ф.М. Достоевского, но это перебор).
Тяжёлый год окончания школы вместил ряд событий, ставших на долгие годы моим курсом, маяком, вектором- направлением развития личности. Прошу прощения, тут без меня не обойтись, и вот почему.
На мой взгляд, А. Соловьёв не был ни когда оригиналом по числу ингредиентов составляющих личность, а на тот момент и вовсе представлял собой «неотёсанную деревенщину» из посёлка городского типа. Интеллект, переполненный идеологической чушью, (позволяющий, впрочем, молчать в тряпочку на общих собраниях АП) социальный опыт, годящийся, разве, чтоб только не очутиться на дне общества в рядах его отбросов. Родители остались далеко «за туманами», политехнический институт, обязанный быть домом для не оформившейся души, выглядел скорее борделем с математическим уклоном, нежели альма-матер. Оставались - друзья, но, какие же друзья в городе, где первое знакомство состоялось не более двух месяцев назад. На моё счастье, водоворот событий вынес меня к клубу самодеятельной песни «Поиск»- обществу тайн и легенд.
Но что такое КСП, как не люди? О, как много их было прекрасных и смелых, красивых и легендарных (говорю «было» поскольку «Поиск» да и сама система КСП давно канули в Лету). Вот как раз одной из таких людей-«легенд» и был Игорь Валерьевич Попков, по прозвищу «Маленький».
Надо упомянуть, что с Игорем мы - ровесники, но на тот момент, далеко не современники. Как это вышло? Всё просто. С авторской песней - систему фестивалей, которой можно отнести к разряду народных университетов - Маленький к 1988-мму году был если не на «ты», то, во всяком случае, знал её достаточно глубоко, о чём свидетельствовали дипломы «лауреатов» солидных фестивалей и имя собственное, иначе - прозвище, знание которого само по себе причисляло к сонму легенд. Я про Маленького не знал и это, выражаясь тогдашним языком: «был косяк».
Но…немного реминисценций…ноябрь 1988-го, …дцатые числа, промозглый вечер Владивостока. Я - сквозь слякоть качусь вниз, мимо фуникулёра, на улицу Пушкинская 35 - окунуться в счастье клубных посиделок. Чёрный вход, узкая восьмипролётная лестница к мансардному этажу…с третьего этажа разрисованная чудными стругацко-крапивинскими картинками. Железная дверь приотворена, значит, грозный президент Рыбалка уже тут - можно входить. Длинный коридор, освещённый БРА…в конце - говорок довольно приличного количества голосов. В «курилке» мне сообщают: «Маленький пришёл, сейчас в «гостевой» петь будет»- (это комната такая в конце коридора) спешу туда. Народ как попало, россыпью, сгрудился у стен, посредине, верхом на захезанной парте - он, Маленький.
Хлопчик явно пижонил: костюмчик «тройка», галстучек «селёдка», средний рост, худоба, слегка ободранная бритвенным станком физиономия, ушки торчат, «хайр» хипповатый, томные бурятские очи: картина Микки Маус на чужбине, узелка с салом не хватает.
«Легенда» кладёт растопыренные пальцы на гриф «резонаты», неожиданным приёмом «в унисон» подстраивает 3-ю и 5-ю, вытягивает шею и, оттопырив нижнюю губу, начинает действо: «…Я нормально живу…я - нормально живу».
Вот тут прошу обратить внимание на слово «действо». Не знаю, откуда Игорь приволок этот подход к исполнению песен. Видимо внутренняя интеллигентность, чувство гармонии, такта продиктовало отношение к тому, что приходилось исполнять. Именно «исполнять» и, раз уж на то пошло, то не песню, а - произведение.
Маленький не тормозил с репертуаром: Визбор, Окуджава, Никитин, Ланцберг, Устинов, Якимов, Кодин и дальше, и другие незнакомые и малоизвестные. К слову: без приличного багажа нереально овладеть жанром АП, хотя бы и в малой мере - это аксиома, а для «деревенщины (из посёлка аж, городского типа!)» явилось просто спасением, кладом, кладезем информации. Игорь Валерьевич на несколько лет стал моим (впрочем, не только моим) Вергилием - проводником по кругам АП.
В списке талантов Игоря Попкова множество достоинств: писатель, поэт, драматург, музыкант… и прочая и пр…но, строго говоря, на мой взгляд самым крупным является - вожатство. Право, не знаю, можно ли так заявлять, но будь в этой стране звание «почётный вожатый» оно давно бы украшало послужной список И.В.
Природное обаяние, крепкая память, особенная способность выбирать гармонические сочетания, практически в любой области человеческой деятельности: музыка, архитектура, психология, социология, не знаю где он не ориентируется. Природные способности, помноженные на восторг открытий порой дают исключительный результат. Если бы не спасительная лень, быть бы Игорю сегодня в кругу политиков, но…счастье есть…сегодня Игорь Валерьевич Попков - студент литинститута, профессиональный «пиар»-менеджер, уверенный молодой человек, за плечами которого не один десяток организованных фестивалей, дуэтов, хоров, записанных альбомов и.т.д. и.т.п. Единственного таланта ему, пожалуй, не достаёт - любви к деньгам. При таком количестве реализованных возможностей давно пора стать миллиардером, но…счастье есть! Впрочем, наш опус об авторской песне и …вернёмся к предмету.
Плодотворным летом 2010 года, нам с Галиной Александровной посчастливилось «мастерить» в лагере «Три квартала» (фестиваль АП им. В.Грушина). В ходе занятий неожиданно всплыла реплика: «Исполнитель это проводник, отыскивающий заветную комнату…но бывает и так: я - внимательный слушатель, прихожу в комнату а Сталкера там нет. Это - ничья комната. Путешествие состоялось впустую». (Не в этом ли причина пустующих сегодня концертных залов?) Дело в том, что у этой фразы есть своя история.
Перенесёмся в 1996-й год. Дальний Восток, Приморский край, Ваш покорный слуга с увлечением перестраивает фестиваль АП «Приморские струны». Идейным вдохновителем и организатором «перестройки» стал тогда Сергей Булгаков. Несколько лет было потрачено на изменение содержание фестиваля. Щедро раздавая посулы бардам, мы с Сергеем Витальевичем бороздили «деревня и веси». Я проходил школу «чёса» и, как профессиональный актёр, жадно добирал способы активного воздействия на аудиторию. Слов нет - дело благородное, но я не об этом. За это время у меня сложился бравый репертуарчик внутренней, основой которого был «драйв».
То же самое время Маленький строил КСП «Ключ», история которого изложена здесь http://bronov.narod.ru/besedka_cluch.html, так вот , согласно летописи в 1998 году Игорь инициировал запись клубного альбома, в частности запись квартетом песни Берковского на стихи Ю. Мориц «Снега выпадают». (В 1990-м году квартет АНТИ получил лауреатство в Комсомольске-на-Амуре, в том числе и за исполнение этого произведения). Был собран почти весь старый состав (не хватало Т. Серебрянской - её заменили, уже не помню кем). К сути: сели, вникли, попробовали аккордное звучание - кто, что помнил. А дальше…я …выпал из команды. Меня подвёл «драйв». Дальнейший анализ выявил разницу в построении внутреннего монолога. Дело в том, что я - обострял обстоятельства, сочинял пьесу, использовал образы, позволяющие искусственно увеличить объём произведения. Это быстрый способ достижения результата. Игорь шёл иным путём в составлении видений. Он не сочинял обстоятельства, а отбирал их путём бесед с составом ансамбля, а когда не хватало таких воспоминаний, предлагал обождать и, как бы, поднакопить их. Через некоторое время работа продолжалась. Таким образом, путём обора и бесед складывалась устойчивая «кинолента видений». Такой подход требует большего времени и значительно. Однако, удивительное дело. Прошло более 10-ти лет. «Драйвового» репертуара я - на помню, а вот партию «Снегов» привожу на память автоматически, причём «кинолента видений» возникает автоматически.
«Комната» наполненная автобиографическим внутренним монологом полна до сих пор и туда не стыдно и сейчас привести внимательного слушателя.
Открытие? На мой взгляд - безусловное. Ещё один миллиард денег, подаренный Вергилием на тропе ценителям авторской песни. Недаром его, когда-то, приметил В.Ланцберг, оценив точность анализа и умением сконцентрировать усилия на достижении гармонии звучания. Именно он Игорь Валерьевич Попков в 90-х принял кормило 2-го канала на ДВ из рук мэтра.
Сегодняшний студент. Вернётся ли снова в лоно движения АП - безусловно, и, не сомневаюсь, отыщет новые закономерности, наверное, уже в другом масштабе. Например, в масштабе театра, написав с десяток пьес и храбро народив чудо спектаклевых форм. Дело за временем. Ей-ей, давайте последим за афишами.

статьи

Previous post Next post
Up