О дивный Олдос Хаксли!!!

Jul 11, 2012 15:47

В рр "срочно хочу замуж за ..." у меня в данный момент Олдос Хаксли, потому что он -- самый лучший, вот.

Пару месяцев назад в Харькове мне попался "Желтый Кром", понравился исключительно. Вначале было просто забавно, затем стал несколько раздражать уж очень всепронизывающий сарказм, затем я начала задаваться вопросом, почему какой-то мертвый английский писатель безнаказанно издевается лично надо мной (поскольку герои, которых он столь зло поднимает насмех, вполне были близки мне по суждениям), но к концу романа смирилась и сошлась с собой на мнении, что ЕМУ -- можно.

Теперь вот прочитала "О дивный новый мир." Это абсолютно гениально. С юно-розовых времен МиМ меня, кажется, ничто так не поражало. Каждое предложение хочется обсмаковать, измызгать и подбрасывать в воздух, улюлюкая. Удивляет еще его отношение к героям, меняющееся от главы к главе. И еще эта точность во всём -- в формулировках, в мыслях, в прогнозах! Ведь именно так, по-моему, и произойдёт. И главное! Мне кажется, что это хорошо, хоть тут мы с ним, видимо, как раз расходимся. То есть, это же не антиутопия, а именно что утопия.

А конец меня удивил. И вообще, хочу обсуждать и внимать советам. Вы же умные и всё это читали еще в ... году.



Особенно прекрасные цитаты (разные шрифты -- это от криворукости, но можно считать, что я подбрасываю и измызгиваю):

-- "Сомы грамм -- и нету драм", -- черпнул помощник Предопределителя из кладезя гипнопедической мудрости.
***
Было нечто, именовавшееся Небесами; но тем не менее, спиртное пили в огромном количестве.
***
Рассудите дело беспристрастно, мистер Фостер, и вы согласитесь, что нет преступления гнусней, чем нарушение общепринятых норм поведения.
***

Джон покосился на нее, бледный, страдая, вожделея и стыдясь своего желания. Он недостоин,  недос... Глаза их встретились на  миг.  Какое обещание  в ее  взгляде! Какие царские сокровища любви!  Джон поспешно  отвел  глаза,  высвободил  руку.  Он  бессознательно страшился, как  бы Ленайна  не  сделалась  такой,  какой  он  уже  не  будет
недостоин.***

Пронзаемый каждым новым словом, тугой воздушный шар Бернардова самодовольства съеживался на глазах, соча газ из тысячи проколов. *** Одно из главных  назначений  друга  -- подвергаться (в  смягченной и  символической форме) тем карам, что мы хотели бы, да не можем, обрушить на врагов. *** Даже  после раскупорки  он продолжает  жить в бутыли  --  в  невидимой бутыли рефлексов,привитых  эмбриону  и  ребенку. 
***

-- Оптимальный состав  народонаселения,  -- говорил далее  Мустафа,  --
смоделирован нами с  айсберга,  у которого  восемь девятых массы под  водой, а
одна девятая над водой.
     -- А счастливы ли те, что под водой?
     -- Счастливее  тех, что над водой. Счастливее, к примеру, ваших друзей,
-- кивнул Монд на Гельмгольца и Бернарда. ***
-- Искусством  пожертвовали,  наукой,  -- немалую вы цену заплатили  за
ваше счастье, -- сказал Дикарь, когда они с Главноуправителем остались одни. -- А может, еще чем пожертвовали?
     -- Ну, разумеется, религией, -- ответил Мустафа. -- Было некое понятие,
именуемое Богом -- до Девятилетней войны. Но это понятие, я думаю, вам очень
знакомо.
     --  Да... --  начал  Дикарь и замялся.  Ему  хотелось  бы  сказать  про
одиночество, про ночь, про плато месы  в бледном лунном свете,  про обрыв  и
прыжок в черную тень, про смерть. Хотелось, но слов не было. Даже у Шекспира
слов таких нет. *** ...книги эти старые;  они --  о  Боге, каким  он представлялся столетия назад. Не  о Боге нынешнем.     -- Но ведь Бог не меняется.     -- Зато люди меняются.    -- Так, по-вашему, Бога нет?     -- Вполне вероятно, что он есть.    -- Тогда почему?..     Мустафа не дал ему кончить вопроса.     -- Но  проявляет  он себя  по-разному в разные  эпохи. До  эры Форда он проявлял себя, как описано в этих книгах. Теперь же...     -- Да, теперь-то как? -- спросил нетерпеливо Дикарь.    -- Теперь проявляет себя своим отсутствием; его как бы и нет вовсе. ***

Он определял философию  как отыскивание  сомнительных  причин в  обоснованье того, во что веришь инстинктивно. Как будто можно верить инстинктивно! Веришь потому, что
тебя так сформировали, воспитали. Обоснование сомнительными причинами  того,
во что  веришь  по другим сомнительным причинам, -- вот как надо  определитьфилософию.
***

-- Не хочу я удобств. Я  хочу  Бога, поэзии, настоящей опасности,  хочу
свободы, и добра, и греха.
     -- Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным, -- сказал Мустафа.
     -- Пусть так, -- с вызовом ответил Дикарь. -- Да, я требую.
     -- Прибавьте уж к этому право на старость, уродство, бессилие; право на
сифилис и  рак;  право на недоедание;  право на вшивость и тиф; право жить в
вечном  страхе перед  завтрашним днем; право мучиться  всевозможными  лютыми
болями.
     Длинная пауза.
     -- Да, это все мои права, и я их требую.
     --  Что ж, пожалуйста, осуществляйте эти ваши права,  -- сказал Мустафа
Монд, пожимая плечами.

лит, хочу замуж за

Previous post Next post
Up