И хотя по мне так сразу не скажешь, я человек крайне высокой культуры и тончайшей душевной организации. Настолько высокой и тонкой, что нелёгкая в годы учёбы занесла меня в столичный *прости Господи!* театр. Да не в абы какой, а в Театр имени М.Н. Ермоловой. Да не абы на что, а на спектакль «Портрет Дориана Грея».
Источник: Соцсети
Про театр я тут *как подсказывает девичья память* ещё ничего не чирикала, а расписать моё зрительское знакомство с расчудесным Олежкой Меньшиковым очень уж хочется. Да и давно хотелось высказаться про этот верте… в смысле, храм Мельпомены, которым Меньшиков правит без малого шесть лет.
Дело было в далёком 2017 году, в холодную октябрьскую ночь…А точнее, в промозглый вечер самого конца октября. Ваша покорная слуга на пару со своей боевой подругой Фаечкой направили царственные стопы в театр. Фаюша, будучи историком по образованию, работницей книжного магазина по безысходке и буквоедкой по призванию, очень любит все эти культпоходы. Вдруг она выяснила, что Ермоловский миновал её ревизорскую театральную инспекцию. Вдобавок, тогда Фая плотно запала на Меньшикова. А я просто тащусь от Уайльда, и его «Портрет Дориана Грея» на втором месте в моём дайджесте после «Кентервильского привидения».
Видимо, тогда над Москвой местами прошёл дождь из лягушек, солнце встало на Западе и зашло на Востоке, а Воробьёвы горы полетели-таки, как листья, но Фаина Семёновна расщедрилась и прикупила нам с ней два билета по 7 000 каждый на абсолютно безвозмездной основе. «Царский подарок!», - скажете вы. «Да!», - ответила бы вам я, но потом выяснилось, что Фаюша зачла этот подгон в счёт моего грядущего Дня рождения. А он у меня, на минуточку, 15, мать его, марта. Но в тот вечерок я ещё ни о чём не подозревала и роняла слёзы умиления на семитысячный билет.
Источник: Соцсети
Ну, тут ещё надо упомянуть вот что. Для нормальных людей театр начинается с вешалки. У меня он начался с буфета, потому что на трезвую голову смотреть спектакль я не рискнула. И Фая терпеливо ждала, покуда я выпью. Так вот, господа, по цене жидкого золота наливают в Ермоловке тот ещё шмурдяк! Поэтому либо по старинке проносите с собой во фляжечках *но это, что уж греха таить, даже для Москвы моветон*, либо сделайте так, как поступила я, когда мы с Фаюшей отправились на премьеру «Макбета» в тот же театр - тяпните дома. А! И ещё, пока помню! В зрительском зале, самом сердце партера очень неудобные и ужасно скрипучие кресла. И это за семь штук рубасов! *Могли бы винтики-то и подкрутить.*
О спектакле
По задумке режиссёра Александра Созонова Уайльдовские персонажи переселяются в современность, и Дориан становится начинающей звездой, а лорд Генри - его продюсером, призванным раскрутить юнца как бренд. В целом дух оригинальной истории сохранён, декорации были очень… не очень, зато музыка так засела у меня в головушке, что потом даже перебралась оттуда в мой плеер на месяцок. Оригинальные герои: Дориан, лорд Генри, Сибилла Уэйн, леди Агата, Бэзил и прочая, прочая, прочая присутствуют, довольно точно передавая посыл Уайльда о пороках, разврате, падении и воскрешении *не хочется раскрывать всю поднаготную сюжета, ибо это всё-таки лучше увидеть, нежели услышать*.
Источник: Соцсети
*На самом деле до подобной подачи уже давно додумались и англичане, и американцы и немцы. Англичане так и вовсе достигли в умении работать с декорациями невероятных высот - «TheatreHD» вам в помощь. Гляньте пару спектаклей и впечатлитесь, как говорится.*
О самом запоминающемся
Лорда Генри как раз исполнял сам худрук-директор - Олег «Утомлённый славой» Меньшиков, Дориана играл блондинистый качок Сергей Кемпо. Остальной состав я, как бескультурное быдло, обойду стороной, потому что даже имя Владимира Андреева, занятого в постановке, говорит мне ничтожно мало. Для меня он - муж Натальи Селезнёвой из «Шурика» и всё, хоть ты тресни. Тётку лорда Генри, леди Агату, играла Александра Ивановна Назарова. Увы, я видела её на сцене в первый и последний раз. Но никогда не забуду ни мастерства, ни харизмы, ни бешеной энергии, которая передавалась зрителю, хотя Назарова появлялась в ничтожно маленьких эпизодиках.
Когда мускулистый Серёга Кемпо с обнажённым торсом взобрался на беговую дорожку и начал бегать с эффектными придыханиями, вздрочну… в смысле, восхитилась вся женская половина зала. Да и не только женская. У нас же толерантность, сами понимаете…
Источник: Соцсети
Олежка «Красно Солнышко» Меньшиков растоптал мои робкие надежды, согласно которым с утратой красоты и молодости дар лицедея ещё худо-бедно оставался при нём. Ушло без малого всё, а сейчас он ещё и лысеть начал. И в тот раз он играл не плохо, а отвратительно: вихлялся, как пьяная десятиклассница перед полюбившимся одноклассником. *В том случае полюбившимся одноклассником был златокудрый Кемпо.* Исполнение тогда у Меньшикова было таким же ужасным, как в «Гоголе», а потом - в «Притяжении» и во «Вторжении». Я честно до последнего надеялась, что он будет нормально работать. Но этого не произошло. Может быть в тот день Светлейшему не понравилась погода/вид из окна или ему голову припекло в шапочке от Луи Виттона - не знаю. Однако смотреть на такое было просто мерзко. Каждую реплику он проговаривал так, будто делал зрителям и актёрам огромное одолжение, и его манерки *именно манерки, а не манеры* разительно отличались от лёгкой игры Назаровой и Андреева. Фи вам, Олег Евгеньевич.
Источник: Соцсети
Серёжу Кемпо я в тот вечер так и не разобрала, ибо Меньшиков глушил собой живое и мёртвое. Ну, молоденький такой блондинчик Серёжка. Ну, подкачанный. Ну, обычный себе такой пацан. Мне не очень, а Фая томно вздыхала. В - вкусовщина. *Зато потом в «Гамлете» я оценила Серёгу как годного Лаэрта. Жаль, что Меньшиков так тянет одеяло на себя и мешает коллегам делать свою работу. Серёга молоток, ещё и книжку на досуге накропал.*
Источник: Соцсети
Всё тот же Меньшиков так упивался собой любимым, что в театре разве только на туалетной бумаге не выведено огромными буквами: «ДИРЕКТОР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ». Но тут произошёл ржачный случай. Короче. Позади нас с Фаечкой сидела гоп-компания из трёх молодых людей. Две девчонки и паренёк. На вид лет по восемнадцать, но прицел у меня сильно сбит, так что плюс-минус пару лет им можно припаять однозначно. Конец первого акта. Занавес закрывается. Девочки щебечут о том, какая крутая «эта баба Надя», а одна даже вспомнила, что Назарова играла в «Принцессе на бобах» *я почти прослезилась от того, какие дети у нас образованные*. И тут вторая говорит парню: «Как начнётся второй акт, сфоткай мне Меньшикова». Парень, выдержав истинно театральную паузу, говорит: «Ага, ладно. А Меньшиков - это который?». П-популярность.
Надо ли говорить, что половину антракта Фаюша провела за тычками в мой бок, пытаясь остановить злодейский смех. Напрасно одна из Олежкиных фанатских групп устраивает соревнование «Кто лучше подлижет Меньшикову», называя его то Гением, то Несравненным, то ещё как-то. За человека говорят его поступки *в случае с артистами - их проекты*. И в тот вечер Олежка взял да обделался. Громко так. И с брызгами.
О произведённом впечатлении
По окончании спектакля Фаюша отдала-таки пятитысячный букетище *его весь спектакль на своих коленях стоически держала я* Меньшикову, который даже не сказал ей «спасибо». И никому другому он тоже не сказал это коротенькое слово, которого так ждут зрители. *Предупреждая ваши возгласы: нет, он не должен расшаркиваться перед каждым, но без зрителей актёры будут нахрен никому не нужны. И надо быть благодарным за проявленное внимание. А если устал от него - так и топай на пенсию, нечего на сцене позориться. Домогаров вот недавно сказал, что перестал публику уважать, и на сцену больше не выйдет. Пусть прихватит с собой пару коллег. Глядишь, воздух почище будет.*
Я очень жалела, что не купила букет для Александры Назаровой, присутствия которой, к сожалению, оказалось недостаточно, чтобы её талант и харизма перекрыли остальной позор.
Источник: Соцсети
Из театра я вышла в смятении, поскольку дышать было нечем из-за огромной жабы, душившей меня за потраченные *пусть и Фаечкой* семь тысяч рублей да сверху - пять штук на веник для Олежки, которым следовало бы надавать ему по лбу. Она тоже была не в восторге, однако, будучи театралом и человеком, разбирающимся в современных спектаклях *Фаюша даже на постановки Богомолова ходила. И что-то там понимала!*, сказала: увиденное не означает, что Олег Меньшиков - плохой актёр. Просто, видимо, он был не в форме, поэтому мы обязаны *честное слово, она так прямо и сказала: «обязаны»!* увидеть несколько *НЕСКОЛЬКО!* других спектаклей с его участием, чтобы сделать беспристрастные выводы.
Так что, ребята, я потом побывала на спектаклях «1900», «Оркестр мечты. Медь», «Макбет» и даже на «Гамлета» пошла, хотя Меньшикова там нет. За какие грехи на мою долю выпало столько культуры, могу только догадываться. Но теперь мнение о Меньшикове *и театре Ермоловой* у меня сформировалось абсолютно беспристрастное.
Морализаторствовать - не моя стезя, поэтому переиначу цитатку дедушки Уайльда: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё». Переиначу цитатку я вот так: нет спектаклей нравственных или безнравственных. Есть спектакли хорошо сыгранные или сыгранные плохо. В тот вечер подавляющее большинство актёров, включая художественного руководителя и директора театра играло так мерзко, что бедный Уайльд небось вертелся в гробу, как курица гриль на вертеле.
Источник: Tumblr
IMHO
[Нажмите, чтобы прочитать]Как по мне, спектакль можно ёмко и точно охарактеризовать словосочетанием «мечта латентного», - сладенькие полуголенькие мальчишечки, плётки и латекс, отвратное кривляние вместо игры и прочее, прочее, прочее. Нет, если вы хотите вложить в действо какой-то посыл, так вкладывайте качественно! Самолюбование наших артистов - это уже притча во языцех. Но в Ермоловском оно вышло на новый уровень, честное слово. Как себя любит Меньшиков, никому не снилось. Придите хоть, чтобы тупо поглядеть на этот праздник болезненного нарциссизма.
[Нажмите, чтобы прочитать]Вообще, впечатления от первого культпохода в Ермоловский остались самые мрачные. Зрители в антракте то и дело фоткались и выкладывали селфаки с пометками геолокации - дабы подписчики видели, на какую высококультурную особь они подписались. А потом они же спрашивали друг у друга: «Меньшиков - это который?». Главное ж зачекиниться в топовом месте!
[Нажмите, чтобы прочитать]Все два акта казалось, что я нахожусь в дурдоме, где дюжина психбольных на сцене плохо отыгрывает хорошую пьесу, и ещё около ста *или сколько там мест* дураков сидят в зрительном зале. Но те, что в зале, ещё дурнее, потому как заплатили немалые бабки за такой вот балаган.
[Нажмите, чтобы прочитать]За Меньшикова мне, блин, стыдно. Олежа в действии продемонстрировал тот самый испанский стыд. Когда херовничал на сцене он, а рукалицо в партере делала я. Ну, плохо он играл. Как пацан на детском утреннике, который, стоя на стульчике, фигачит стишок. И самое обидное, что человеку не стыдно вот так халтурить - пипл же схавает.
P.S.
Для сравнения. Почти два года назад *в начале 2018* я длительное время пребывала в командировке в одном провинциальном *сильно провинциальном* городке. И вдруг вижу афишу: в местный ДК приезжают Ольга Остроумова, Иван Стебунов и Ольга Арнтгольц со спектаклем «Стеклянный зверинец». Думаю, схожу вечерком. Так вот, публика была в большинстве - рабочие местных заводов, из декораций на сцене - только стулья и телефонная трубка с отрезанным шнуром. Но артисты выдали такое, что после спектакля в очереди в гардеробную стояла скорбная тишина, многие женщины прослезились, а здоровый мужик, стоящий позади меня, сказал своей спутнице глухим голосом: «Не, Кать, в следующий раз на комедию идти надо».
Публика прочувствовала игру, вступила в эмоциональную связь с актёрами и т.д. В тот вечер я видела, как, согласно сюжету, на глазах рушилась семья, и близкие люди причиняли друг другу боль, переживали маленькие и большие катастрофы, крушения надежд.
А в октябре 2017 в Москве я видела *никогда бы не думала, что это можно видеть*, как Фаюша выбросила в пропасть четырнадцать тысяч, израсходовав их на абсолютно бездарное представление.