Рублёв, Коловрат и Хабенский

May 29, 2020 16:19


«Фею» мне посоветовала подружка Даша, которая по специальности великий и ужасный практикующий психолог.



Источник: Соцсети

Я как раз пребывала в состоянии творческой лени, изредка подчитывая ваши забористые комменты под предыдущем постом. Но тут появилась Даша со своей «Феей», и Галя устыдилась праздности да пошла смотреть.



Сюжет

Честно, давно так не делала: села смотреть кинцо, не читая синопсис. Если своими словами, то сюжет такой: главный герой Евгений Войгин *Константин Хабенский* - владелец компании, создающей популярную в России игру о русском супергерое - Коловрате. Вышло уже две части, и к моменту начала фильма в запуск готовится третья. Неожиданно в центре Москвы происходит зверское убийство гастарбайтеров, которое сняли на видео и выложили в сеть члены фашистской организации под названием «Коловрат». Они даже скопировали традиционный жест героя игры и его символ. Войгин, вопреки мнению коллег, радуется происшествию и хочет использовать его для пиара третьей части игры. Но ВНЕЗАПНО жизнь сводит его с активисткой Таней *Екатерина Агеева*, удивительно быстро нашедшей общий язык с дочерью Войгина от первого брака: замкнутой Машей *Александра Дишдишян*. Обстоятельства складываются так, что Войгин вынужден продолжить общение с Таней, и два разных мира столкнутся, чтобы оба героя поняли: далеко не всё в нашей жизни поддаётся контролю, и чья-то прихоть или чьё-то заблуждение может стать точкой отсчёта для фатальных событий.



Источник: Соцсети

Плюсы

«Фея» поначалу очень напоминает *лично мне* стародавнюю комедию «В ожидании чуда». Тон очень лёгкий, героиня Екатерины Агеевой - эдакое прибабахнутое лучезарное очарование. Но потом стараниями режиссёра и сценариста Анны Меликян зритель уходит вместе с героями в лабиринты современной жизни. Предательство, хайпожорство, неумение слушать и слышать, оскорбление тех, кто беднее, некрасивее тебя и так далее. Это дерьмо сплошь и рядом, но, видимо, отечественные киноделы считают, что мы должны смотреть на скотство ещё и на экране.

Нам показывают, объясняя, как дурачкам, механизм возникновения фашистской организации, разрастающейся из-за равнодушия и паскудного желания накрутить популярность на чужой беде. И персонаж Хабенского - Евгений Войгин, - своим поведением иллюстрирует фразу: «Кому война - кому мать родная», желая продвинуть игрушку, используя зверские убийства безвинных людей. Но потом, как водится, всё превращается в хаос и идёт через задний проход, ибо нельзя управлять некоторыми аспектами этой жизни сообразно своей зажратой хотелке. Так оно и бывает не только в гейминдустрии - ради бизнеса люди идут на любые средства.



Источник: Соцсети

Есть и классика драматических конфликтов: мать-политик *Ингеборга Дапкунайте*, которая не вникает ни в проблемы общества, ни в жизнь своего сына, ВНЕЗАПНО ставшего членом фашистской группировки. Параллельно протащили чиновничье скотство и пофигизм, так сказать, отвесив им мимолётный джентельменский поклон. Есть в «Фее» конфликт отцов и детей, показанный классическим холодным батей и обиженной на него дочуркой. Столкновение чистой любви и низменных страстей - это тоже есть. Она - одухотворённое создание, влюблённое в него по самые уши. Он - циник, убеждённый в том, что «любовь» - слово иностранное, а удовольствие в виде отсоса можно прикупить за сто тысяч ботов для инстаграма факабельной бабы.

На самом деле, конфликтов хоть отбавляй: борьба за феминизм, природный активизм, вопросы поиска себя, религиозные темы, общество и человек в отдельности - Меликян прямо-таки сама себя превзошла.



Источник: Соцсети

Про Хабенского говорить - не переговорить. Ну, молодец. Я никогда не фанатела от Кости как, скажем, от Джонни. Тем не менее, многие работы Хабенского запали в душу, и «Фея» точно станет одной из них. Основное достоинство Хабенского-актёра: он играет легко, проживая перед камерой жизнь своего героя. *В отличие от Меньшикова или Петрова. Один вечно таращит глаза, а другой орёт, пока фейс не покраснеет. И оба уверены, что это - передача эмоционального накала. Станиславский, вставай, отшлёпай их. Да, вот такая я злая.*

Особенно Войгин интересен через призму взаимоотношений со своей дочерью. В некоторых эпизодах «Фея» сильно напомнила *опять же - лично мне* фильм «Квадрат». *Можете, кстати, его тоже глянуть, там в главной роли Клас Банг, сыгравший в новом сериале BBC «Дракула».*

Юра Борисов в роли лидера фашистской организации - это просто нечто. По жизни он клёвый малый, замечательный отец и муж, * а также очень годно сыграл конструктора стрелкового оружия - Калашникова*. Но можно серьёзно так напрячься, глядя на бритоголового Юру, чапающего впереди внушительного отряда мужичков в балаклавах. Серьёзно, он великолепен в этом образе, и добавить нечего - смотреть надо.

Очень вкусная операторская работа. Она именно вкусная: всё снято сочно, красочно и именно так, как это необходимо. Когда снимают в храме, будто чувствуешь запах извёстки, сладковатые ароматы восковых свечей, а в ушах гудит эхо приглушённых голосов. Когда показывают обезличенную студию, где создаются игры: принтеры, стопки бумаг, работающие компьютеры, снующих сотрудников, - хочется настроиться на деловой лад и тоже пойти работу работать. Молодцы. Вот молодцы.



Источник: Соцсети

Психология также играет важное значение в «Фее». В некоторых эпизодах подробно описаны особенности регрессивной терапии. Работа мозгоправа представлена прямо-таки радужной каруселью, которая вылечит все твои проблемы, а в качестве приятного бонуса поможет выяснить, что в прошлой жизни ты был какой-нибудь великой личностью. Ну прямо праздник какой-то! Это хорошо для демонстрации развития конфликта и художественных особенностей «Феи». А плохо… А про плохо - в разделе «Минусы».



Болтливый пассажир - кошмар водителя-интроверта. Вся смехота этого момента держалась благодаря актёрскому дару Хабенского. Источник: Соцсети

Обычно подобное нехарактерно для современного российского кино, однако в «Фее» есть-таки несколько ВОТЭТОПОВОРОТов.

Тут нет Саши Петрова. И Данилы Козловского - тоже. *Это я так, на всякий случай. Кому-то всё равно, а мне приятно было с ними не увидеться в «Фее». Надо сделать добрую традицию - как можно реже встречать их на экранах. Только по острой необходимости.*

Зато ближе к концу появляется офигенный щенок корги. Люблю коржиков, поэтому, когда Хабенский начал почёсывать пёселя за ушком, мой мимиметр чуть не каратнул от запредельного показателя умиления.

Минусы

Долго. Долгие-долгие проезды камерой по местности, долго-долго снимают сражённую смертью сына героиню или рефлексирующего Хабенского с милым щеночком на ручках. Задержка камеры обусловлена взглядом на происходящее во внутреннем мире героя. То есть, приём применён целесообразно. Но… Иногда это было реально очень долго.

Медленно. Конфликты развиваются медленно, к середине начиная ползти со скоростью раненой улитки, иногда впадающей в кататонический ступор. Да, это опять-таки обусловлено сюжетными ходами и характерно для триллера, который заявлен в жанре «Феи»*если верить Кинопоиску*, но всё равно - иногда становилось слишком скучно ждать поворотов событий. И, когда эти повороты случались, они происходили слишком поздно и не возымели должного эффекта. *А вот «Джокер», например, тоже триллер, и тоже нудно начинался, но к середине разогнался и смотреть было интересно! Да, я знаю, что нельзя впихнуть невпихуемое и сравнить несравнимое, но я должна была это сказать! И не надо мне тут. Не умеют у нас триллеры снимать!*



Источник: Соцсети

Нудно. Пипец, какая нудятина на самом деле. Чтобы разрулить основные конфликты, благодаря которым корабль «Феи» дрейфует на волнах зрительского внимания, понадобилось бы от силы час и сорок минуточек. *Ну, хорошо, берите все два, Галка сегодня щедрая.* Но смотреть, как два с половиной часа размазывают то да сё по хронометражу - всё равно что слушать скрежет кусочка мела по доске в школьном кабинете математики: сидишь, морщишься, но терпишь, потому что иначе никак. *В моём случае вырубить фильм было нельзя, ибо Даша взяла меня на слабо, а Галя не привыкла пасовать в подобных вопросах. Когда дело касается кинопросмотров, я имею в виду.*

Вот по поводу психологии - она Сказочная с большой буквы «С». Терапевт в кратчайшие сроки сумела «раскрыть» скептика Войгина и за парочку сеансов смогла вытащить из него историческую личность, которой он-де был в прошлой жизни. Понятно, зачем так сделано: для ускорения развития драматического конфликта, ведь регрессивная терапия в «Фее» - средство, а не цель. Но для тех, кто после просмотра воодушевится и тоже захочет вытащить из себя Наполеона или Клеопатру: обычно такая терапия занимает от 10 сеансов, по одному в неделю. И как правило просят за них нормальные такие бабки. Учтите это, Нострадамусы вы мои: после подобной глубокой психологической работы, выйдя из кабинета психолога, можно поехать не домой, а кукухой. *И тут уже вряд ли вам кто-то поможет, ибо психиатрия в Нашей Необъятной похожа скорее на пыточный институт, нежели на медицину.*

Ближе к концу фильм сдулся, и раз я зевнула так, что челюсти мои чуть не разошлись нахрен. В лучших традициях российского кино попёрли безнадёга, твисты ради твистов, ущербные поступки персонажей, перерубание кабелей сюжетных линий и прочие нямки.

Финальный эпизод короткий и даже куцый, выглядит как «Сорян» за всё предыдущее говно, произошедшее на полчаса раньше. Ну, невнятная концовка. Ну, вот совсем невнятная. *Мудацкая, если быть точной. Верните мне два с половиной часа моей жизни!*

Итого

Самое страшное - посмотреть кино от начала до конца, а потом сесть и сказать: «Ну и чё?». Это значит, что киноделы жидко обделались и забрызгали сценарным поносом аудиторию, не понявшую их посыл и идеи *если таковые вообще были*. Это значит, что человек посмотрел фильм, словно побывал в макдаке - пожрал, потом сходил в сортир, и ничего не осталось. Это значит, блин, что весь хронометраж - не более, чем потраченное время.

Что думаю про «Фею» лично я? Блёкло, серо, но за старания что-то там изобразить и за актёрские таланты можно одним глазком глянуть. Ибо чувства у героев мертворождённые, ненастоящие. Диалоги и побуждающие происшествия притянуты за уши. Персонажи то проявляют верх благородства, то ведут себя как мудацкое быдло, попирая законы нормы, морали, а заодно - нещадно истязая мою нервную систему. За два с половиной часа я растеряла все аксоны и дендриты, которые отрасли с момента просмотра, мать её, «Великой». В «Фее» все ходят какие-то квёлые, пыльным мешком ударенные, то хотят лучшей жизни и вместе строят светлое будущее, то орут друг на друга и посылают по известному адресу. И если зритель сперва умилился, поверив в лучшую жизнь для героев, то в конечном итоге он сидит с кислым хлебалом, глядя на реализацию фразы: «Все люди - мрази».

Из активисток сделали полудурков, зато показали несколько ночных клубов с обдолбанными дебилами, а фашистов, в общем-то, благополучно слили. Хотя именно на этом строился базовый замес фильма, имеющий все шансы стать первопроходцем в этой области жанра. Сперва создатели замутили годную идею возникновения фашизма и использования насилия в своих целях, но потом начали сдуваться, а под конец - робко пёрнули неубедительной мотивацией персонажей, отвратным сюжетом и безбожной нудотой.

Актёры играли божественно. Оператор сработал блестяще. Локации выбраны качественно, цветовое решение тонко подчёркивает нарастающую драму конфликта, которая в итоге не получила никакой кульминации. Замутили фантастическую *даже фэнтезийную* линию, а потом - слили и её, свалив всё на ошибку навигатора главной героини. *По ходу просмотра разберётесь, о чём я. Галя слишком зла сейчас, Галя не может вдаваться в подробности, а то материться начнёт.*

Ну, что сказать тебе, Даша? Посмотрела я твою «Фею» от начала до конца.

Ну и чё?



Источник: Соцсети

#фея, #рецензиянафильм, обзор, баттхёрт, #кино, #константинхабенский, #аннамеликян, реактив

Previous post Next post
Up