Памяти "Волгаря-добровольца". Дань.

Jun 29, 2014 21:30

Прочтите этот интересный пост. Беру его себе, он написан от всей души, сердца.
Он писался очень долго и прочесть его стоит того!

Оригинал взят у lonic_slonic в Памяти "Волгаря-добровольца". Дань.
Если непредвзято посмотреть на историю России начала 20-го века, принять как факт Октябрьский переворот и борьбу большевиков за укрепление своей власти, то этот текст будет читать легко и интересно.
Итак,

ВОЛГАРЬ-ДОБРОВОЛЕЦ: буксирный винтовой теплоход - героическая канонерская лодка - легендарный плавучий музей.



...Это было время, когда решался вопрос о самом существовании молодой Советской республики.

Шел 1918-й год. Страна задыхалась в огненном кольце блокады: в Мурманске и Архангельске высаживались англо-французские и американские войска, с востока наступали белогвардейцы Колчака и восставший корпус белочехов, в Приморье хозяйничали японцы. Войска кайзеровской Германии вторглись на Украину, заняли Ростов и Крым и приближались к Новороссийску. К Царицыну, захватив Дон и Кубань, вплотную подошла "добровольческая" армия Деникина. От Гурьева к Волге двигалась уральская белоказачья армия...
Великая русская река Волга к началу 20-го века приобрела громадное экономическое, политическое и стратегическое значение. В гражданскую войну она стала "дорогой жизни": в центральные районы страны по ней доставлялись нефть и продовольствие, а в противоположном направлении - военные грузы.
Советское правительство приняло решение - срочно создать на Волге и Каспии крепкий, боеспособный флот.
Основной базой для организации и вооружения Волжской военной флотилии стал Нижний Новгород. Коммерческие суда, имевшие хорошие машины и крепкие корпуса, отбирались у владельцев, ремонтировались и вооружались в волжских затонах.

Мой двоюродный прадед Александр Степанович Леонтьев служил в те времена старпомом на пассажирском пароходе "Князь Юрий Суздальский". Рожденный в Буинске (под Казанью) в семье скромного служащего, он с детских лет мечтал о судоходной Волге и хотел служить ей верой и правдой. В 12 лет Александр был принят самым молодым матросом на один из пароходов и с тех пор вся его жизнь была неразрывно связана с Волгой и речным пароходством.

Александр Леонтьев сразу принял Революцию и стал на сторону революционных сил. В те суровые дни он обратился в Нижегородский губком партии с предложением создать отряд волгарей-добровольцев и передать им какое-нибудь судно для участия в военных действиях на Волге. Получив согласие, Леонтьев со своим прежним сослуживцем, боцманом, объехали на катере все затоны вблизи Нижнего и в конце концов наткнулись на буксирный винтовой теплоход "Матвей Башкиров", скрытый прежним хозяином "до лучших времен".

Судно, ставшее впоследствии героической канонерской лодкой "Волгарь-доброволец", было построено на Коломенском заводе в 1916 году и отработало к тому моменту всего две навигации. Оно и в наши дни поражало своими размерами, а в начале 20-го века считалось едва ли не лучшим буксиром на Волге. При водоизмещении в 570 тонн его длина составляла 57,6 м, ширина - 8 и осадка 1,8 метров. Массивный корпус и высота борта в 3 метра делали буксир вполне пригодным для предстоящих походов, к тому же, имея два мощных дизеля, судно могло развивать скорость около восьми узлов.

"Матвей Башкиров" был отбуксирован в доки, где ему укрепили корпус и палубный настил, навесили броню, перебрали механизмы двигателей. На Сормовском заводе на корабль установили дальнобойные морские орудия и тяжелые пулеметы. Судно было готово.
На общем собрании экипажа по случаю зачисления корабля в состав Волжской военной флотилии А.С.Леонтьев сказал:

- Наша канонерка вступает в состав боевых волжских кораблей. Через несколько дней мы отправляемся на фронт. Но идти в бой на корабле, названном в честь купца, ни совесть, ни честь нам не позволяют. Есть предложение дать судну новое имя. Мы хотим назвать его "Волгарь-доброволец".

14 октября 1918 года "Волгарь-доброволец" покинул нижегородский рейд и взял курс на Каму.

С этого момента начинается легендарная история канонерской лодки, принявшей участие в Гражданской и Отечественной войнах, и успевшей поработать мирным судном в послевоенные годы.



В Гражданскую "Волгарь" принял участие в боях на Каме, где освободил заключенных "баржи смерти" в количестве 5оо человек, под Царицыном, Камышиным и Дубовкой. Доставлял части Красной армии к местам боев, подвозил боеприпасы и продовольствие. После гражданской, совершив множество подвигов,  "Волгарь-доброволец" буксировал нефтяные баржи. В Великую Отечественную войну "Волгарь" снова встал в строй, когда немцы рвались к Сталинграду. На нем вновь установили орудия и крупнокалиберные пулеметы.  Задачей корабля было подвозить горючее и боеприпасы защитникам города и обеспечивать противовоздушное прикрытие переправ через Волгу.

После войны "Волгарь-доброволец" некоторое время еще служил штабным кораблем диспетчерской и лоцманской службы в Астраханском порту.

В 1967 году, в канун 50-летия Октябрьской революции, по просьбе ветеранов Волжско-каспийской флотилии, и по решению Министерств морского и речного флота, "Волгарь-доброволец" возвращается на свою историческую стоянку, теперь уже в город Горький, и становится кораблем-музеем истории Волжской военной флотилии, памятником Гражданской войны. Теплоходу вернули его военный облик, на корме была установлена 100-миллиметровая автоматическая пушка. Двадцать лет корабль-музей курсировал по всей судоходной Волге. Его музей вместил в себя уникальную экспозицию, рассказывавшую о славном пути судна и его экипажа. На стендах были размещены фотографии легендарного комиссара Николая Маркина, политработника и журналиста Ларисы Рейснер, пулеметчика и будущего писателя Всеволода Вишневского. Центральное место в экспозиции музея занимали личные вещи первого капитана корабля, его документы, детали военного обмундирования тех лет. Одно из самых почетных мест занимал баян, сохранившийся с тех далеких времен.



Когда на пути любого волжского судна встречался "Волгарь-доброволец", его приветствовали сигнальными огнями или гудком, отдавая дань уважения легендарному ветерану Волжского флота.
Путешествуя с мамой на теплоходе по маршруту Москва-Астрахань-Москва в конце 70-х или начале 80-х годов, мы увидели "Волгаря", пришвартованного в порту Нижнего Новгорода, тогда еще бывшего Горьким. Мы зашли на корабль, представились команде, как близкие родственники капитана Леонтьева (мама была его внучатой племянницей) и оставили в книге почетных посетителей памятную благодарственную запись. Мы были очень рады этой встрече и полны гордости за нашего знаменитого родственника.



В постперестроечные годы, в самом начале 90-х, под предлогом материальных трудностей и невозможности поддержания корабля в надлежащем виде, теплоход был утилизирован - разрезан на металлолом в одном из волжских затонов.

...Наша страна не любит и не бережет свою историю, своих героев. Уничтожая исторические памятники - корабли, дома, сооружения -,  мы нарушаем историческую связь предков с потомками. Мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства. А, может быть, и в манкуртов. И никакой бог нам не будет судья, мы его просто не заметим, проходя мимо...

* * * * * * * * * * * *

Несколько слов скажу о моем двоюродном прадеде Александре Степановиче Леонтьеве.
Александр Степанович Леонтьев (1890-1958) - первый капитан канонерской лодки "Волгарь-доброволец" - был известен как один из самых опытных судоводителей на Волге. С малолетства он изучал всё, что было связано с речными судами - устройство, конструкции. устав корабля и быт матросов.  В Костроме, куда прибыло рейсом судно капитана, он встретил свою любовь и жену Александру, ставшую ему верной подругой и соратницей, урожденную Тер-Мосесову, одну из шестерых сестер, среди которых была и моя прабабушка Юлия.
В 1916 году у них родилась дочь Ирина, трагически ушедшая в 1930 году в возрасте 14 лет. Ее смерть стала тяжелейшим ударом и на долгое время подкосила семью Леонтьевых.

После Гражданской войны судьба Леонтьева сделала крутой вираж: после окончания курсов командного состава он был направлен в Нижний Новгород. З.А.Шашков, ставший впоследствии министром речного флота, в то время возглавлял Волжское речное пароходство, и, зная и ценя характер и заслуги капитана, пригласил его для совместной работы в Нижний Новгород.
В 1923 году у них родился сын Ростислав, мой двоюродный дед.

На новой работе Александр Степанович проявил себя чрезвычайно ответственным, дисциплинированным, вдумчивым и инициативным работником.

Преодолевая последствия затянувшихся революционных и военных событий, страна перешла к организации мирного строительства и нуждалась в грамотных профессиональных работниках. Создавались наркоматы, комитеты и комиссии, которые занимались наведением порядка в различных отраслях народного хозяйства. Так возникла Рабоче-крестьянская инспекция с функциями контроля, куда пригласили Леонтьева по рекомендации Шашкова.
Семья Леонтьевых переехала в Москву, получив небольшую трехкомнатную квартиру в самом начале Дорогомиловской улицы, в доме, который москвичи прозвали "утюг".

Напряженность и загруженность работой главы семьи была настолько высокой, что домашние редко виделись с ним. Члены правительства работали ночами, часто совещания и заседания назначались на 2-3 часа ночи, а рабочий день растягивался до 20 часов в сутки.

С началом войны в 1941 году правительственные учреждения были эвакуированы в Куйбышев. С Леонтьевым поехала и его жена Александра Ивановна, сын же Ростислав, поступивший перед самым началом войны в Ленинградское мореходное училище, в первые дни войны был направлен в те же самые места, где в Гражданскую воевал его отец и где участвовал в боевых действиях "Волгарь-доброволец". В боях за Сталинград Ростислав Леонтьев был ранен, но выжил.

Вернувшись из эвакуации, Александр Степанович продолжал работать, не жалея сил. Руководство поручило ему инструктировать работу на одном из крупнейших московских заводов, которую он исполнял и после выхода на пенсию.
Леонтьев был, по воспоминаниям всех, кто его знал, очень скромным человеком, но, выйдя на пенсию, ему захотелось оставить память о боевом корабле, которым он командовал, и о своих соратниках. Он написал книгу воспоминаний о героических буднях судна. Бывшие члены команды "Волгаря", оставшиеся в живых, часто навещали его в Москве.

Александр Степанович Леонтьев был отмечен многими правительственными наградами. Ему было присвоено звание генерала.

Похоронен А.С.Леонтьев на Ваганьковском кладбище. На могиле стоит скромный памятник, на котором написано: "Капитан-судоводитель "Волгаря-добровольца". У подножия памятника укреплен небольшой якорь, привезенный командой корабля как символ преданности своему делу и верности боевой памяти. Рядом покоится его дорогая супруга, пережившая горячо любимого мужа почти на двадцать лет.

В доме-утюге до сих пор живет его внучка Наталья с семьей. Как они живут, я не знаю, потому что, по неизвестным для меня причинам, наши семьи вдруг перестали общаться, хотя Наталья и моя мама когда-то были очень дружны.

П.Веселов "Дорога жизни" Восемнадцатого" http://hobbyport.ru/ships/volgar_dobrovolec.htm
Агит-теплоход "Волгарь-доброволец" http://shipandship.chat.ru/civil/volgar.htm
"Волгарь-доброволец" http://fleetphoto.ru/ship/30036/
Е.М.Безухова "Александр Степанович Леонтьев, волжский капитан" http://www.opentextnn.ru/history/familisarchives/note/39/?id=5317

история, Россия

Previous post Next post
Up