Добрый человек из Сезуана

Jan 29, 2014 02:13

Всё больше и больше нравится Брехт.
После спектакля в театре им. Пушкина захотелось выучить немецкий и почитать пьесы Брехта.
Сюжет рассказывать не буду, лучше расскажу о своих впечатлениях.

О чём эта постановка? Логично, что о доброте, но здесь это понятие рассматривается гораздо шире. Добрый- не всегда счастливый, к сожалению. Проститутка Шен Те оказывается самой хорошей в городе, единственная из всех дает приют богам, за ночлег они платят ей деньгами- она покупает табачную лавку, богатеет... Шен Те раздает бедным рис, помогает всем и вся. Но мир не отвечает ей той же монетой. Поэтому она решает переодеться Шуи Та- "двоюродным братом", злым и бесчувственным. Таким образом она добивается своих целей. Любовь к безработному летчику не меняет Шен Те, она продолжает делать добро. Но в разговоре с Шуи Та летчик говорит, что Шен Те нравится лишь то, что он ее лапает. Раздосадованная дама хочет выйти замуж за парикмахера, но в итоге уходит с летчиком, ибо не может без него.

В итоге Шуи Та правит бал: его фабрика приносит доход, он принимает на нее летчика, который чуть не уволил работодателя. Шен Те открылась богам, которые не сказали, что ей делать дальше, но порадовались, что добрый человек всё же есть.

В версии Юрия Бутусова мне понравились актеры, особенно, конечно, Александра Урсуляк. Кстати, журнал Театрал удостоил ее премии- лучшая актриса по мнению зрителей (там все премии вручаются по результатам голосования зрителей). Мне давно было любопытно взглянуть. Три с лишним часа играть с невероятным накалом, постоянно перевоплощаясь из женщины в мужчину. Причём сначала это грубая резкая особа, которую все видят лишь бывшей проституткой. Безотказность и доброта. Такая доброта, которой ни у кого нет, и не будет. А после- тонкая нежная любящая женщина, жаждущая счастья с выбранным ей мужчиной, даже слишком банально, тем более для Брехта. Но всё не так просто, ведь есть шуи Та. Холодный грубый, даже злой "братец" говорит хрипловатым голосом, легко находит общий язык с парнями, ведет дела, вызывает уважение горожан...

Отдельный плюс- это немецкие песни (сверху- бегущая строка с переводом). Не люблю этот язык, но здесь он очень в тему. Мужской зык, его жесткость и твердость актуальны для отражения темы бессильной доброты. Порой в этих песнях, репликах и в конечном рэпе-чеканке Шен Те слышится ярый протест, откровенно доходящий до злобы на мир, где всем правят деньги, где боги не могут спуститься и помочь нищим, сделать мир красивее и лучше.
Да  музыка в целом хороша. На сцена присутствовала группа- муз. сопровождение.

Плохой конец - заранее отброшен.
Он должен,
должен,
должен быть хорошим!

Так пишет Брехт. Но у режиссера иная точка зрения, да и перевод он брал современный.

Кто не ест мяса - умирает. Как же я могла не
стать злой.
Откуда мне было взять все, что надо?
Только из самой себя.
Постановщик руководствовался этой строчкой немецкого драматурга.

Многие отмечают, что Бутусов поставил очень жесткий спектакль. Признаюсь, мне так не показалось. Шен Те стала такой, потому что общество очень сильно на неё повлияло. Наверно, раньше бы не сказала так, но в данном случае это актуально. Искренняя отзывчивость на проблемы других, желание помочь и решить проблемы не находит отклика. Поэтому потеряв кров, работу и любовь, она озлобляется и идет на крайние меры. Катарсис, вот что испытываешь. Доброта, прошедшая через злость, поможет стать сильнее и героине, и зрителю.

Замечательная А. Урсуляк- Шен Те- Шуи Та



Брехт, рецензия, театр, Добрый человек из Сезуана

Previous post Next post
Up