Как считает ИА URA.ru, команде челябинского губернатора пора занять круговую оборону: политического спокойствия в регионе больше нетИнформационная атака на вице-губернатора Челябинской области Ивана Сеничева - не случайная история, а часть нового для региона конфликтного сценария. Сегодня депутат Госдумы Максим Шингаркин обрушился с критикой на губернатора Бориса Дубровского. В социальных сетях регистрируются группы «Челябинск против губернатора», активизировалась оппозиция. Все сходятся на том, что спокойствие в регионе, установившееся после выборов, закончилось. Подробности и перечень возможных интересантов новой войны.
Уже разошедшаяся на цитаты скандальная запись в кабинете Ивана Сеничева была сделана в начале октября. А ход ей дали только вчера, когда сам вице-губернатор был в отпуске и не был готов оперативно комментировать атаку. Напомним, Сеничев расторг контракт с ЧОПом, традиционно охранявшим первых лиц региона. Поводом для разрыва стала информация о вероятных махинациях со стороны компании и родственных ей фирм. Помимо этого, власти потребовали передать области два джипа, полученные охранной фирмой в лизинг. В ходе разговора, запись которого обнародовало информагентство «Lifenews», чиновник был резок. В итоге высказывание о «е…й области» стало хитом рунета и было использовано противниками Сеничева - как упрек в неуважении к малой родине.
Есть версия, что руководители ЧОПов Игорь Калугин и Игорь Горохов пытались все же договориться с Сеничевым, а когда ничего не получилось, тогда и решили обнародовать запись. Но встреч с вице-губернатором больше не было, да и переговорщиков к нему не посылали.
Это первый скандал, связанный именно с командой Бориса Дубровского. До сих пор все ее неприятности были так или иначе связаны с предшественниками. Как, к примеру - арест вице-губернатора Николая Сандакова, выходца из команды Михаила Юревича.
Недавно были переданы в прокуратуру результаты проверки финансовой деятельности областной организации «За возрождение Урала». Напомним, делами там ранее заправлял Денис Рыжий. Обнаружилась недостача в 6 млн рублей. Рыжий сейчас сосредоточился на ОНФ и большую часть проводит в Москве. Не исключено, что сейчас и «фронтовики» будет тиражировать историю с джипами для Дубровского, как в свое время критиковали Юревича с его вертолетом. Тем более что проверку «ЗВУ», кстати, инициировал Сеничев.
Между тем всей политической элите и бизнесменам Южного Урала известно, что Иван Сеничев - один из самых верных и проверенных «бойцов» губернатора. Его личная преданность главе региона ни у кого не вызывает сомнения, как и то, что сам Дубровский целиком доверяет Сеничеву. Его явное преимущество - он не держится за свое место. Еще до госслужбы Сеничев успешно трудился топ-менеджером на ММК, зарплата, и это опять же ни для кого не секрет, была в разы больше. Да и проблем, подобных нынешним, не имелось.
Знают все и про суровый характер вице-губернатора, не церемонящегося с теми, кто срывает сроки работ, нарушает условия контрактов и кто, по мнению чиновника, ведет нечестную игру. Кстати, если бы Сеничев в разговоре с Калугиным и Гороховым хотя бы раз произнес «отдавайте машины мне», то это интерпретировали бы как «вымогательство в личных целях», и хватило бы заявления в ФСБ. Но речь шла о передаче джипов в собственность области, хотя и на жестких условиях. То есть, по словам Дубровского, обнародованным сегодня его пресс-службой, «речь идет о серьезном нарушении правил профессиональной этики и служебного поведения» и «цель не всегда оправдывает средства». Того же мнения придерживается и замгенпрокурора РФ Юрий Пономарев. Но губернатор заявил, что не собирается сворачивать уже начатую проверку госконтрактов с ЧОПами. Можно ожидать, что после истории с Сеничевым проверка будет очень жесткой.
Александр Подопригора считает, что речь идет не о рядовом имущественном споре между госструктурой и частной фирмой, а о спланированной политической провокации, целью которой является публичная дискредитация власти в регионе. Кстати, столь явное шельмование одного из самых сильных игроков в областной команде похоже на подготовку к войне, когда из команды противника стараются еще до начала сражений выбить ключевых игроков. А заодно получить в руки оружие, которым можно будет в этой войне пользоваться. Так, в свое время, правда это проходило внутри самой структуры, «ослабили» в команде Юревича трех его заместителей - Олега Грачева, Александра Уфимцева и Вадима Евдокимова, полностью отодвинув их от политических процессов. Без этой троицы Юревич наделал много ошибок, что в итоге привело его к отставке.
«Игорь Калугин не настолько смелый, чтобы даже ради своего бизнеса пойти на подобное. Тайно записать политического вице-губернатора, а потом добраться до федерального СМИ… Кто-то ему явно подсказывал, как себя вести и что делать, - говорит „URA.Ru“ источник, знакомый с руководителем ЧОП „Питон“. - Сеничеву грозит максимум что увольнение. Он спокойно вернется на ММК. Калугину же, а нарушения найдут, если станут искать, грозит уголовка. Так что для него ущерб будет серьезней, чем репутационные потери Сеничева. Но он пошел на это. Вероятно, что желаемого не добились. На коррупцию эта история не тянет, так как Сеничев не о своем личном кармане заботился. Зато были произнесены слова, которые с упоением станут тиражировать».
«Фраза про „е…ю“ область, вырванная из контекста, теперь будет использоваться оппонентами очень долго», - считает политолог Сергей Клесун.
Кто может находиться в стане противников?
По мнению Подопригоры, за провокацией вполне может стоять экс-губернатор Михаил Юревич. Уже хотя бы потому, что при Юревиче ЧОПы получали астрономические контракты, а записаны фирмы были на его бывшего водителя Александра Москалюка. Поддерживает версию с «приветом от Юревича» и журналист Айвар Валеев, написавший в своем блоге: «Учитывая, сколько денег вернул Сеничев в областную казну и скольким прохиндосам прижал хвосты за полтора года работы, приходится лишь удивляться, что недовольные проявили себя только сейчас. Кстати, Иван Викторович на удивление спокойно и деликатно объясняет оппонентам, то, что им обязан был бы объяснить их собственный хозяин. Борису Александровичу очередной привет от юревичевских, которые затаились и живут своей жизнью даже без Юревича, как хламидиоз какой-нибудь».
Ряд экспертов, впрочем, полагает, что Юревич не имеет к этому отношения. В 2016 году он при поддержке «Единой России» собирается избираться в Госдуму как одномандатник в Челябинской области. «Простая мотивация Юревичу переизбраться в ГД в следующем году именно от Челябинской области в своем почти родном челябинском округе полностью нивелирует его стимулы устраивать военные действия против одного из вице-губернаторов, да еще по такой мелкой теме как мат в частном разговоре. Тьфу», - раздраженно пишет в своем ЖЖ блогер Василий Колесников.
Юревичу и в самом деле не нужны сейчас конфликты. «Ни с кем воевать не хочу. Ни с Гартунгом, ни с Дубровским», - заявил, как рассказали «URA.Ru» экс-губернатор своему окружению. А ЧОПы, хорошо заработавшие при Юревиче, скорее всего и правда уже живут собственной жизнью. Скоро нынешний конфликт, после разговора Дубровского с Сеничевым выпадет из информационной повестки. До тех пор, пока не будут обнародованы первые результаты проверки госконтрактов. Но это не значит, что ближайшие недели, как и весь последующий год, будут спокойными и для руководства области, и лично для Дубровского.
Несколько дней провел в Челябинской области депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин. Ранее он только поругивал областные власти, за то, что не все жители Розы переселены с бортов Коркинского разреза. Первый вице-губернатор Сергей Комяков в ответ заявил - переселили тех, кто находился в опасной зоне. Упреки по поводу Розы, вероятно, должны были быть адресованы Михаилу Юревичу, при котором эта программа началась и при нем же рапортовали об исполнении. Но Шингаркин сегодня, на пресс-конференции в «КП», начал говорить именно про Дубровского.
По словам депутата, Дубровского надо поселить в Розе. А если губернатор не знает, где находится Коркинский район, он Шингаркин, отправит ему карты. Недружественное заявление в сторону губернатора, на второй день после истории с Сеничевым, также можно расценивать как информационную атаку на область в преддверии выборов в Госдуму. Хотя Шингаркин и заявил, что не будет баллотироваться на Южном Урале. Мог ли позволить себе Шингаркин этот выпад, если бы область не находилась именно сейчас в федеральной повестке?
Пока мало кто обратил внимание и на то, что в последние дни в соцсетях появилось сразу несколько групп против Дубровского. Администраторы скрыты, вычислить организаторов почти невозможно.
Если бы это была местная оппозиция, то явно бы не стала скрываться, а стремилась бы набирать очки в нынешней, непростой для Дубровского, ситуации.
Поскольку конфликтов с крупными местными элитами у Дубровского нет, авторов новых зон напряженности придется искать вовне. А губернаторской команде предстоит искать режиссера и готовиться держать удар.