Оригинал взят у
dg048 в
В томе пятом про нас писали...в 1914 году.
Титульный лист пятого тома книги "РОССIЯ", 1914 год, С-Петербургъ
Фрагмент текста стр. 490 пятого тома книги "РОССIЯ".
Возвращаемся к главной магистрали. Далее по направлению к Челябинску линия пересекается с мостом в 10 саж. р. Биргильду и поднимается на возвышенность, на которой расположены золотые прииски Крашенинникова. Минуя разъезды Смолино и Шершни, путь на 24-й вер. достигает уездного города Оренбургской губ. Челябинска, расположенного по обоим берегам р. Миасс.
Первые русские поселения в этом крае начинали возникать, быть может, еще в конце XVI или в начале XVIII в., когда во всей силе развивалась деятельность Строгановых. Но особенно значительно заселился здешний край в начале XVIII в., когда разрешено было водворяться в нем вольным охочим людям из великорусских городов. Селений и слобод в короткой время явилось здесь много, и они получили то важное значение, что сделались главными житницами Башкирского края, когда в нем началось строение крепостей по Яику. В этих видах, по представлению Татищева, в 1737 г. повелено было образовать из слобод особую провинцию под названием Исетской. Главное управление всей Исетской провинции находилось сначала в Шадринске; потом на некоторое время было переведено в Чебаркульскую крепость, затем - в Теченскую слободу, а с 1743 г. административным центром всей Исетской провинции, согласно желанию Неплюева, сделалась Челябинская крепость, переименованная в 1787 г. в город Челябинск. Крепость эта, расположенная при р. Миасс, была основана в 1736 г. на месте башкирской деревни Челябы. Челяб - башкирское слово, означающее в переводе на русский язык ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно представляет ведрообразную котловину. Первоначальное укрепление Челябинской крепости состояло из небольшого деревянного острога с двумя башнями. Неплюев, избрав эту крепость административным центром Исетской провинции, приказал обнести ее всю, по обеим сторонам р. Миасс, валом, заплотом, рогатками и надолбами и устроить три башни с проезжими воротами. До 1743 г. в Челябинской крепости была только одна деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца; с перемещением же сюда Исетской провинциальной канцлярии, благодаря заботам Неплюева, была построена другая каменная церковь о трех престолах, из которых главный был в честь Рождества Христова, а приделы - во имя Иоанна Богослова и чудотворца Николая. Тогда же в Челябинской крепости была учреждена ярмарка с сибирской стороны. Челябинская крепость служила опорным пунктом в северо-восточной части Башкирии для охраны слобод и заводов, основанных русскими колонизаторами и раскинувшихся по живописным, богатым берегам рек Исети и Миасса. В смутное время пугачевщины, когда взволновались башкиры под начальством Салавата, Челябинская крепость с первых чисел января до половины марта 1774 г. находилась в осаде от многочисленного скопища мятежников, в числе которых, кроме башкир, было до 9000 русских. Несмотря на неоднократные приступы и на несколько случаев внутренних беспорядков и появление изменников в гарнизоне, челябинский воевода Веревкин удержал крепость, пока прибыл на выручку с сибирскими линейцами генерал-поручик де Колонг. Освободивший Шадринск и Далматов. Разбив Пугачева под Троицком, де Колонг возвратился опять в Челябинск и оставался здесь в совершенном бездействии, несмотря на просьбы Михельсона преследовать бунтовщиков соединенными силами. В эпоху пугачевщины Челябинская крепость имела 736 чел. жителей муж. п., в том числе 243 чел. военной команды, 189 городовых казаков, вмещая в себя провинциальную канцелярию, духовное правление и ратушу. Возобновленная после пугачевского бунта Челябинская крепость в 1781 г. была назначена уездным городом Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, но в том же году приписана к Уфимскому наместничеству и затем вскоре ограничена к состав. Оренбургской губ. В 1824 г. город посетил имп. Александр I.
Находясь в узле трех железнодорожных линий - Самаро-Златоустовской, Пермской и Сибирской, Челябинск представляет самый бойкий и населенный из уездных городов Оренбургской губ. До проведения железных путей это был жалкий русско-башкирский городишко самого заурядного, захолустного типа. Став затем на линии двух дорог, соединивших Европу с Азией, и узловой станцией на богатый Урал, Челябинск стал быстро расти и расширяться, укрепился новыми домами, общественными учреждениями и, сделавшись крупным торговым центром, привлек множество пришлого торгового купечества. Немало оживлению города содействовали переселенческое движение, для которого здесь был устроен распределительный пункт, и минувшая русско-японская война, так как здесь происходила пересадка и перегрузка всех пассажирских, большей частью воинских, товарных и отчасти санитарных поездов, вследствие чего в городе происходило громадное скопление пассажиров, офицеров, врачей, чиновников, сестер милосердия, солдат и пр. Жителей в городе числилось по переписи 1897 г. 19890, теперь же значительно более - до 30000. В городе шесть православных церквей, женский Одигитриевский монастырь (30 монахинь и 197 послушниц), старообрядческая молельня, мечеть и еврейский молитвенный дом. Учебные заведения: реальное училище, мужское духовное училище, женская прогимназия, городское трехклассное училище и четыре начальных. Бесплатная народная библиотека-читальня, народный дом и театр, городская больница, городской детский приют, попечительное общество о доме трудолюбия, общество попечения о народном образовании, общественный клуб, вольное пожарное общество. Гостиницы и номера: «Биржевые», «Варновская», «Московские», «Столичные» и «Эрмитаж». Промышленная жизнь города мало развита, но в торговом отношении он занимает видное место в Оренбургском Зауралье, главным образом по торговле хлебом, особенно пшеницей. Для ссыпки и хранения хлеба имеется частных амбаров более чем на ½ мил. пуд. Значительное количество зерна перерабатывается на мукомольных мельницах и крупчатках, расположенных по окрестностям города. В особенности выдается размерами производительности паровая мукомольня и крупчатка г.г. Степановых, в 10 вер. от города, вырабатывающая до 2400 пуд. в сутки. Ввиду того, что Челябинск занимает центр земледельческого района, в нем имеется много складов земледельческих машин и орудий. Вблизи города находится несколько винокуренных, пивоваренных, кожевенных и салотопенных заводов. Из них наиболее выдаются своей производительностью винокуренный завод гг. Покровских (500000 ведер спирта в год), скотобойни (с убоем скота, преимущественно баранов, до 80000 голов в год) и кожевенные заводы (выделывающие до 50 тыс. кож ежегодно). Ярмарок бывает три: Никольских - в мае и декабре и Ивановская - в сентябре. Предметами торга на них служат колониально-бакалейный товар, хлеб, скот, куделя, семя, битая птица, шерсть, кожи, сало и вообще продукты сельского хозяйства. Базары бывают ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Всех торговых предприятий в городе 404, с оборотом в 7357, т. р. и 19 промышленных, с оборотом в 897 т. р. Для нужд торговли и промышленности в городе имеется целый ряд кредитных учреждений: отделения Государственного, Московского международного торгового, Русского торгово-промышленного банка, городской общественный банк и общество взаимного кредита; кроме того, имеется много торговых, посреднических и агентских контор. Положение Челябинска как передаточного пункта для европейских товаров в Сибирь и азиатских в европейскую Россию вызвало учреждение в нем таможни 1-го класса. На Челябинскую станцию железной дороги поступает свыше 30 милл. пуд. грузов, преимущественно транзитных, и отправляется со станции свыше 10 милл. пуд. Занимая выдающееся место среди станций по распределению транзитного грузового движения, Челябинская станция относительно непосредственного отправления грузов из прилегающего к ней района выдается значительными отправками партий пшеницы по прямому сообщению. Местными торговцами скупается ежегодно от 500 до 700 тыс. пуд., и, кроме того, производятся закупки представителями фирм из Ревеля, Либавы и Ростова-на-Дону. Развивающееся значение станции послужило привлечением к месту расположения ее массы пришлого населения, образовавшего с 1896 г. близ полосы железнодорожного отчуждения особый поселок Никольский, в котором уже насчитывается свыше 3000 д. об. п. При станции на средства фонда имени имп. Александра III в 1898 г. сооружена деревянная церковь вместимостью на 750 чел., в честь Рождества Богородицы. С 1898 г. при станции, в особо выстроенном деревянном здании, открыта двухклассная начальная школа ведомства министерства народного просвещения, содержимая средствами Западно-Сибирской железной дороги и взносами за право учения. При храме на средства фонда устроена церковно-приходская школа для девочек.
Близ железнодорожной станции находится самый крупный врачебно-питательный переселенческий пункт, к которому сооружена особая железнодорожная ветвь для подачи переселенческих поездов непосредственно к баракам пункта и для приема оттуда партий, следующих в Сибирь. На ветке устроены разъезды, платформы, помещения для железнодорожных агентов и телеграфа. Бараки на пункте деревянные, вместимостью на 1500 человек здоровых переселенцев. Летом вместимость увеличивается на 2500 чел. Больничные бараки на 70 кроватей, в числе которых 50 кроватей для заразных. Имеется аптека. Столовая отпускает зимой 1200 порций и летом с котлами 2000 порций. Баня на 100 чел. и прачечная. Оборудованный переселенческий пункт имеет вид целого городка с 25 отдельными, чистенькими, правильно распланированными домиками. Здесь же находится местопребывание чиновника, заведующего переселенческой частью.
В 6 верстах от Челябинска находится экономия Михайловская товарищества братьев Покровских (1780 дес. земли). В имении заведено полеводство с четырехпольным севооборотом, производящее улучшенные семена, скотоводство с молочным хозяйством и маслоделием, конный завод, лесоводство, пчеловодство и технические производства: винокуренный завод, с ректификационным отделением, с нормой выкурки в 4560000 градусов безводного спирта, и мукомольная мельница. При заводе имеются мастерские: слесарная, столярная и кузнечная.
От Челябинска идет Западно-Сибирская железная дорога, направляясь на восток через Курган, Петропавловск на Омск и далее. От Челябинска начинается сплошная Западно-Сибирская равнина и вплоть до Оби железная дорога проходит за небольшими исключениями по черноземной и плодородной стране, весьма пригодной по климатическим условиями к развитию земледелия. После красоты и разнообразия Урала равнина эта производит монотонное впечатление; ровная, зеленая гладь, по которой кое-где полосками блестят озера, редкие селения, изредка небольшие леса (колки). На всем протяжении дорога не встречает никаких особенных препятствий и потому не имеет значительных сооружений - насыпей, мостов и т. п. Равнинная местность способствовала тому, что наибольшие уклоны на этом пути не превосходят 7 ½ тысячных.
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна