Ещё немного про голос... (мой ответ tenderbell)

Dec 25, 2012 22:20

Вот тут, в комментариях, tenderbell задала мне вопрос: "Меня как психолога заинтерсовали психологические особенности, которые вылезают с развитием пения. Можешь про это написать хотя бы в паре строк?"





У всех вылезают абсолютно разные вещи:-))). У меня опыт (педагогический) в данной области пока не очень велик (8 лет). Но сколько учеников у меня было (порядка 20 человек), ни одного повторения (в смысле голоса и психологических особенностей)...:-).

Самый, пожалуй, интересный момент - это то, что большинство людей сами по себе (до занятий постановкой голоса) стараются петь своим "внешним поверхностным человеком". Как бы это объяснить. ..У каждого из нас, думаю, есть внутренний человек: глубина, боль, ребёнок, абсолютная открытость и искренность, живая сердцевина.., которую не хочется и не всегда нужно выставлять на всеобщее обозрение. Это страшно, мы слишком уязвимы в этот момент. Но в этой глубине также кроется и особая творческая (и человеческая) сила. Когда мы поем, так хочется петь "звуком-защитной маской", который (как мы сами себе придумали) наиболее благозвучен и приятен окружающим... Мы нарочито поем "красивенько", "мило", "типа фирменно", подражая где-то манере каких-то певцов и т.д. Это напоминает детское "кривляние перед зеркалом". И мы привыкаем к этому голосу, считая, что это наш основной звук.
Когда запускается процесс серьезной постановки голоса, прежде всего он начинается с выкорчевывание полного звука (прежде всего - грудного). Обычно он вылезает объемный, жирный, сильный, яркий (у кого-то резкий), трудно управляемый... И (на мой взгляд) этот глубинный грудной голос тесным образом связан с нашим "внутренним" человеком. Тело и психика сопротивляются тому, чтобы этот звук вылезал наружу. Но, с другой стороны, что-то в нас необычайно радуется тому, что этот "жирный дракончик" наконец-то полез наружу!!!! Как будто его давно ждали, но... просто сильно боялись...;-).

У МЕНЯ:

Открытие 1: До серьезных занятий вокалом, я пела нежно-звонко, немного жеманно, сладенько, приятненько, могла даже весьма "духовненько" и "благолепненько" ;-))). Когда же полез мой "сильный, мускулистый и упитанный дракончик" (грудной голос), я вдруг поняла, что в жизни и отношениях с людьми я тоже стараюсь всегда обходиться без "внутреннего мускулистого дракончика": быть приятной, милой, деликатной, всеми любимой, легкой, светлой... (как мой "поверхностный" голосок). Как я боюсь проявить силу, как я боюсь проявить агрессию, отстоять свое мнение, публично заплакать, показаться "неудобной" и "непонятной" для окружающих... А дракончик лез наружу и знаете кто больше всего ликовал по этому поводу? Мой внутренний младенец - маленькая кривоногая горластая Галинка (внутри меня), у которой никогда не закрывался рот, которая болтала что думала, мечтала быть Петром I и пела целыми днями напролет во все горло и от всей души... А как я заходилась от плача в раннем детстве! Это начиналось с рыка, а потом переходило в невыносимую сирену! Но зато я была по-настоящему открыта и счастлива!;-) И не страдала от внутренней тесноты и депрессий.

Открытие 2: Многие из вас, я думаю, испытывают странные ощущения, когда слышат на записи свой голос... "Это что, я пою?" Те, кто занимается вокалом и часто пишется, привыкают постепенно к оному. Так вот, к чему я... Долгие годы (когда я пела) я слышала в своей голове ОДНО, а на записи - ДРУГОЕ. Я пою-пою, стараюсь, выжимаю всю эмоцию и силу голоса из себя, слышу что пою как надо..., а на записи опять - сладенько и благолепненько, аж тошно!!! Когда я пршла основной этап постановки голоса и "дракончик" научился хоть как-то стоять на лапках, я услышала наконец-то на записи тот самый голос, что раньше пел мне в моей голове:-))))))). Я его сразу узнала:-)))).

Открытие 3: Мой голос (до постановки) был весьма инфантильным по своей окраске и характеру. "Дракончик" же призван петь полным, крупным, сильным и взрослым звуком. Это очень сложно, потому что не хочется взрослеть, не хочется ответственности... Для меня это очень болезненно.

Весь этот процесс очень болезненный и трудный. Тело реагирует неоднозначно: болит в груди (в солнечном сплетении), кружится голова, мышцы зажимаются и не хотят выпускать полный честный звук... Когда он вылезает, им становится трудно управлять (маленьким голосом управлять значительно легче). Он брыкается, не слушается, порой просто "сносит" меня... До сих пор у меня ощущение, что мой голос больше моего тела%-(...., и тело с ним никак не справляется.

У УЧЕНИКОВ:

- У одной девочки очевидным образом прослеживалась связь: РАСКРЫТИЕ ГОЛОСА - право голоса в жизни, внутренняя уверенность и сила.

- Другая девочка, когда только начинала, сразу меня предупредила, что она "просто для себя", "сольно петь не хочет и не любит", "для коллективного напевания" и пр. Потому что человек она не публичный. Это не для неё. Когда ОНО полезло, девочка весьма уверенно заявила, что хочет петь соло, что хочет (и чувствует в себе ресурс) петь перед людьми, громко, сильно, темпераментно и страстно!

- Ещё одна девочка обнаружила, что её внешне "сладенький" и поверхностный голосок - это не совсем её голосок, а голос у неё совсем-таки не сладенький... Первое время совсем не могла выполнять вокальные упражнения, говоря: "Ну не умею я кричать! Я даже голос никогда не повышаю!"Так вот позже стало понятно, что человек она не такой уж сладенький и поверхностный... И когда надо, она бывает весьма и весьма мощна!;-)

- Ещё у одной ученицы, с природной глубиной голоса, я долгие годы наблюдаю склонность к заглублению вокальной позиции. Она как будто проглатывает звук, уводит его вглубь. Стоит ей пережить очередной стресс, как голос заползает в дальний угол (поглубже) и упрямо отказывается выходить наружу. Когда ей удается добиться правильной (близкой) позиции, и звук выходит вперед, он такой сияющий, глубокий и красивый:-)))). Для этой девушки такое вот открытое пение наружу подобно... прогулке по улице голышом. Хотя, она говорила как-то, что голышом даже проще;-))))). Я с каждым годом наблюдаю, как её голос (такой ранимый и искренний) постепенно становится более доверчив к миру, к себе, к людям..., всё реже забивается в ракушку, всё больше расцветает и радует мой слух. Причем, ещё раз подчеркну, от природы там глубины, музыкальности и драматизма - хоть отбавляй, просто эта девушка прячет эти свои качества..., чтобы не было больно, чтобы не топтали, не обесценивали...

- Ещё одна ученица рядом со своим голосом - как с огромным трудноуправляемым конем, который её мотает туда-сюда... Пока он ещё очень молодой, ретивый и необузданный. Задача не в том, чтобы его зажать, приструнить, а чтобы наладить с ним контакт и взаимопонимание:-). И с собой любимой... заодно:-).

- А ещё есть люди, которые просто отказываются доставать и выкорчевывать этот глубинный голос. Им не нравится ни процесс, ни результат, ни суть происходящего.

- Вот только что разговаривали по телефону с моим педагогом по вокалу. И она поделилась опытом работы с ученицей, которая, как только доходит до пения полным открытым глубоким звуком, как зразу начинает безостановочно рыдать... Для девочки этот звук слишком пугающий, потому что открывает ей какую-то настоящую себя из раннего детства, какую-то глубинную эмоциональную проблему... Ну, пока они с этим работают...

педагогика, музыка, размышлятельное, творчество

Previous post Next post
Up