Теперь о старших классах начальной школы.

May 08, 2017 11:42


Моего старшего сына Федора не знает только ленивый. Этот товарищ ухитряется познакомиться даже с теми, с кем я не знакома. И вообще в Англии русскоязычных друзей он мне нашел. Так вот, как известно, этому парубку уже почти 10 лет. По российским стандартам - третий класс, по английским - пятый. Мы переехали в Англию точно в середине первого класса. Первое время меня сильно удивляло, почему учителя ничего не рассказывают о программе и домашних задания.. Читайте ему на английском и пусть сам пытается... теперь уже стало ясно, что он таки говорит и понимает достаточно хорошо. При этом уроки на дом практически не задаются. Поскольку мы в Англии неизвестно на сколько времени задержимся, мы продолжаем обучение дистанционно в московской школе. То есть берем задания в электронном дневнике и отправляем сканы учительнице. Она проверяет и выставляет оценки. Можно конечно и помогать ребенку, только смысл какой. По возвращении все равно придется отвечать. Не просто, но мы справляемся. Исходя из ситуации, у меня есть возможность сравнивать разные школьные программы. Опять же, прошу понять меня правильно и не думать, что осуждаю ту или иную школьную программу... везде свои недостатки и достоинства.
Итак, начнем с нашего любимого чтения, которое Федору дается непросто как на русском, так и на английском (в силу индивидуальных особенностей). Чтение для нас очень трудно, потому что скучно и долго(аудиоматериал он усваивает в 4 раза быстрее), и потому что русский язык несомненно сложнее чем аглийский. Как-то я Федора спросила, почему он не хочет читать, на что он ответил: "Мам, ты знаешь, я когда читаю - всем телом устаю, как будто я тренировался два часа без остановки". И уже по всякому подхожу... и по ролям давай почитаем... и я начну, ты закончишь..., и по строчкам... все равно тяжело. Дислексия, ничего не поделаешь. Но я, собственно, об учебной программе.
В Английских школах читают дети что хотят... как бы это не странно звучало для российских родителей, но это именно так. Дети приходят в школу и первые 15-20 урока читают каждый свою книгу, или выбирают что-то из классной библиотеки. В классе действительно много литературы, так же доступна школьная библиотека. Это является началом урока английского языка. Возможно позже у них будет изучение конкретных писателей, но на данном этапе они учатся читать, рассуждать и фантазировать (как ни странно). В конце недели есть творческое задания, для которого в четверг раздается тема и примерное направление рассуждений. Дома это надо обговорить с ребенком и в школе на уроке они пишут как бы мини сочинение на заданную тему. Кто как может. Конечно есть произведение, которое проходят всем классом, но его как правило читают вместе с учителем на уроках и тут же обсуждают. В этом году проходят "Ветер в ивах" Кеннета Грэма. У меня оказался перевод Токмаковой. Это полноценное произведение на 230 страниц мелким шрифтом, формат книги А4. К содержанию этой книги у мня есть некоторые претензии, но для осмысления нужно еще раз перечитать. Пока в целом это рассказ про разные мужские характеры (английские, конечно). Явной морали нет... просто жизнь с приключениями или без, как себя ведут разные персонажи в разной обстановке. Нет ни положительных, ни отрицательных персонажей.
Что я вижу в российских учебниках по чтению? Все то же самое, что я читала в моем школьном детстве. Например трудно современным детям понять почему мама пересчитала сливы в рассказе Толстого. Очень много претензий к содержанию, учитываю нашу любовь к вопросу "почему" и желанию докопаться до истины. Вторая часть российского учебника. "Сказка о царе Солтане". Ничего не имею против нашего великого А.С.Пушкина, но мне уже были заданы вопросы, как они в бочке без еды выжили и каким образом Гвидон превратился в богатыря, а не в горбуна. Окей, сказка у любого народа сказка. Только почему тогда сказка про Солтана и Гвидона, когда за них все женщины сделали. И главное Гвидон ведет себя как кисейная барышня, то белку ему подавай, то батюшку повидать, то богатырей, то жениться хочу... И Салтан тоже хорош - варить и ткать не надо, беру ту, которая богатыря мне родит (это как раз то, что для мужчин важно... к вопросу пути через желудок к сердцу). Ну, это мое лирическое отступление, да простят меня учителя и любители классики, к коим я и себя причисляю. Но с появлением детей стала критически рассматривать сюжеты сказок. Один колобок чего стоит, которого если не лиса, так дед бы все равно съел, так какая ему разница, зато погулял и попел... Не об этом сейчас... Весь третий класс сказки, рассказы о живой природе наших классиков. Да надо, да полезно, до какой-то степени. Дети уже сказками в этом возрасте практически не интересуются. "Мороз Иванович", пусть и написал его Одоевский, интересен младшим. Все сказки конечно со смысловой нагрузкой - и это как раз главное, всегда есть мораль - положительный и отрицательный герой, разные характеры, как правило с ярко выраженными характерными особенностями - хитрость, жадность, трудолюбие, доброта. Но как и водилось еще в советские времена - добрый-бедный, злой-богатый.
Уверена что сторонники и противники найдутся у каждой системы. Итересно было бы узнать мнение.
Про другие предметы чуть позже


Previous post Next post
Up