По сложившейся семейной традиции ёлку мы не убираем до Митиного дня рождения, а вот 9-го февраля в доме всегда цветы, которые напоминают о том, что скоро зиме конец, хотя до 18-го февраля в Москве будет отмечаться Китайский новый год.
Сегодня познакомимся с арт-объектами и декорациями на Новом Арбате, Тверском бульваре, установленными специально к празднику, а заодно посмотрим на некоторые особняки столицы, которые украшают скульптуры драконов - именно дракон стал символом 2024 года по восточному календарю.
Новый Арбат.
Тверской бульвар украшен тоннелем с фонариками в стилистике китайского нового года: чередуются красная и золотая подсветка.
Click to view
Click to view
Обнаружить драконов в современной Москве нетрудно. Они органично вписываются в архитектурный ансамбль, украшают столичные особняки.
Драконов размещали при входах и на крышах богатых построек, чтобы они служили символом стражников, охраняющих покой владельцев.
Символ 2024 года Дракон сторожит в Москве несколько столичных особняков.
Драконовидная змея - гаргулья уютно устроилась с легкой руки архитектора Фёдора Шехтеля на краю широкой террасы здания Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.
Фото из интернета.
Особняк Зинаиды Морозовой известен прежде всего гаргульей-драконом, сидящей на крыше. Но внутри особняка встречается еще один необычный сюжет: битва змеевидного дракона и пса.
Тот же сюжет встречается и на барельефе особняка Петра Смирнова на Тверском бульваре .
Драконы сторожат крышу Сандуновских бань на Неглинной улице, причем их крылья образуют чашу.
Фото из интернета.
Живут драконы и под балконом доходного дома Зинаиды Перцовой в Курсовом переулке - при этом из стены торчит лишь голова и часть их чешуйчатого тела.
Их нам удалось сфотографировать самим.
Дом Перцовой.
Ещё один дракон сторожит крышу Казанского вокзала - правда, это Зилант - крылатый змей, персонаж татарских сказок, изображён он также на гербе и флаге Казани.
Фото из интернета.
И, конечно же, нельзя не вспомнить дом Перлова на Мясницкой.
Постройки в китайском стиле, имитирующие китайскую архитектуру, можно встретить в разных странах. Стиль этот называется "шинуазри", что в переводе с французского означает "китайщина", хотя порой не имеет ничего общего с китайской культурой.
Китайский чайный дом на Мясницкой, отметивший в прошлом году свой 130-летний юбилей, уникален, и история его интересна.
Его построили в 1893 году, и именно под чайный магазин. Для России редкость, чтобы спустя столько времени, какое-то предприятие сохранило свой первоначальное назначение и местоположение. Своему появлению здание обязано крупному торговцу основателю чайной династии Сергею Васильевичу Перлову.
В России чай начали пить в XVII веке, а в 1787 году, когда купец Алексей Перлов открыл первую в Москве чайную лавку на Красной площади, напиток этот еще не сыскал массовой любви, и пили его в медицинских целях.
Со временем к отцу присоединились сыновья - Иван, Михаил и Василий, открыв в 1816 году в Гостином дворе свою точку, где торговали чаем оптом. Их клиентами были мелкие продавцы чая по всему городу.
Чайные салоны Перловых открывались во Франции, Германии, Австро-Венгрии, в которой они еще и смогли стать поставщиками династии Габсбургов. А в России к концу века фирма насчитывала уже десятки чайных лавок.
В 1893 году появляется по проекту известного Романа Клейна, автора здания Пушкинского музея и ЦУМа, знаменитый чайный дом на Мясницкой, в котором на первом этаже был магазин, а на двух следующих - съемные квартиры и апартаменты С.Перлова. Загвоздка лишь в том, что ничего китайского в доме не было.
В 1895 году Перловы прознали, что на коронации Николая II 1896 г. будет канцлер Китайской империи Ли Хуньчжан, и решили придать только что построенному дому на Мясницкой новый и столь необычный облик, чтобы заманить китайского гостя к себе и подписать крупные контракты на поставки китайского чая. Преображением дома на Мясницкой, стал заниматься работавший в мастерской Романа Клейна молодой архитектор Карл Гиппиус.
Множество материалов закупили прямо в Китае.
"Дом получился на редкость пестрым, в его оформлении та самая «китайщина» так и сочится: драконы, лотосы и другие буддистские символы, изображения курящих опиум человечков, мотив изогнутой кровли внутри и снаружи. Под кровлями висели колокольчики - у китайцев они означают, что в этом месте проводится торговля. Главный вход был выполнен из мрамора, а венчала здание башенка-пагода. А еще внутри появились пуфики, на которых гости могли дегустировать чай. Его, кстати, Перлов продавал в жестяных банках - новшество тех времен. Для клиентов посерьезней чай выносился в хрустальных шкатулках."(Василий Лужбин).
А канцлер отправился не к нему, а на Мещанскую к его родне, имеющей давний опыт торговли с Китаем.
Впрочем, москвичам новый облик магазина очень понравился, и клиентов становилось все больше. И уже через некоторое время дела его чайного дома пошли в гору (и не только из-за китайского стиля).
После революции дом и чайное предприятие национализировали, верхние этажи были переоборудованы в коммуналки, а семья Перловых практически полностью уехала из страны. Но магазин все же остался, вот только переименовали его в "Чаеуправление". В советское время популярность его никуда не исчезла, хотя он перестал быть ориентирован на премиальных клиентов.
В 1998 году правнучка Перлова обратилась в московскую мэрию с просьбой отреставрировать дом. Работы закончились в 2012 году, и, что интересно, в них участвовал и мастер из Китая. Дом его очень впечатлил, и поговаривают, что он сказал, будто даже в самом Китае нет ничего похожего.