Творчеством Н.А. Львова мы заинтересовались давно и частенько наведывались в Торжок и окрестности полюбоваться его работами.
Н.А.Львов - явление исключительное для России конца XVIII века, гений, талант, сравнимый только с Леонардо да Винчи и М.В.Ломоносовым.
Николай Александрович Львов (1753-1803 г.г.), сын небогатого тверского помещика, принадлежал к старинному дворянскому роду и был прадедом художника Василия Поленова. За 50 лет жизни он успел сделать невероятно много. Это была яркая и неординарная личность. При жизни Львов был признан современниками, его высоко ценили правители России.
В XX веке в нашей стране имя Львова практически не упоминалось, возможно потому, что родной племянник Н.А. Львова - А.Ф. Львов написал в 1837 году музыку к царскому гимну "Боже, Царя храни" и девизом на фамильном гербе новоторжских Львовых стали те же слова.
Н.А.Львов - член Российской академии наук и академии художеств, изобретатель, музыкант и поэт.
В своих произведениях А.С. Пушкин дважды цитировал Н.А. Львова, известного автора романтических стихов, сатирических пьес, слывшего в литературном кружке Г.Р. Державина, В.В. Капниста и И.И. Хемницера "гением вкуса".
Державин опубликовал свою "Оду к Фелице" с поправками, которые внес Львов. Н.А. Львов нашел и опубликовал две летописи Древней Руси, одна из которых и теперь называется Львовской.
Переводчик Петрарки и Сафо, одновременно увлекавшийся фольклором, он записал множество ямщицких песен; на свой текст вместе с Е.А. Фоминым сочинил музыку к опере "Ямщики на подставе", составил двухтомный нотный сборник русских народных песен.
Львов был душой кружка художников, объединявшего Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, И.А. Иванова, автором книги "Русская пиротехника" и первооткрывателем угольных месторождений под Новгородом и Москвой.
Его портрет кисти Д.Г. Левицкого украшает Третьяковскую галерею, ему посвящены стихи Г.Р. Державина "К Н.А.Львову".
В XVIII веке не было фотографии, но были талантливые художники.
Н.А. Львов в 1770 году познакомился с Д.Г. Левицким, и их дружба продолжалась всю жизнь, несмотря на разницу в возрасте (Левицкий был старше Львова на 18 лет).
Кисть Левицкого отразила на полотнах эпоху XVIII века. Не написав ни одного исторического полотна, Д.Г. Левицкий изобразил историю своего века в лицах: цари, царедворцы, философы, красавицы, аристократы, купцы, чиновники, военные. (За это современники возвели его на пьедестал славы, а затем благополучно забыли. Неизвестно, под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить облики современников.)
Благодаря художнику у нас есть возможность увидеть, как выглядел сам Львов и М.А. Дьякова, ставшая впоследствии его женой. Дьякова М.А. была выпускницей Смольного института благородных девиц, первого в России женского учебного заведения, учрежденного в 1764 году и положившего начало женскому образованию в стране.
Н.А. Львов худ. Д.Г. Левицкий 1780 г.
М.А. Дьякова худ. Д.Г.Левицкий 1778 г.
Николай Львов прожил яркую жизнь, во многом опередив свое время. Он в совершенстве владел 37 профессиями. Исследователи насчитывают около ста воплощенных архитектурных проектов зодчего.
В числе известных его проектов - дом Шереметьевых в Москве, усадьба Лопухиных под Звенигородом, Приоратский дворец в Гатчине Санкт-Петербургской губернии, Невские ворота в Петропавловской крепости.
Это он сделал эскизы орденов св. Владимира и св. Анны, это он нашел утерянный Тмутараканский камень, наделавший столько шума среди археологов. С его именем связано начало разработки торфа и использование бурого угля, начало добычи серы в нашей стране.
Он изобрел новые технологии вентиляции и отопления зданий, производство керамики и керамических труб, а также новых строительных материалов, таких как "каменный картон" (толь), "искусственный мрамор" и "землебит". Метод строительства Львова из экологически чистого и самого дешевого материала - грунта земли - и сейчас активно используется во Франции, Испании и Греции.
Никольское.
Николай Александрович Львов родился в селе Никольское-Черенчицы, в 30 км от Торжка. Никольское представляло собой живописный усадебный ансамбль.
В годы жизни Львова, во второй половине XVIII века, формировалась русская дворянская усадьба, и Львов создал идеал такой усадьбы.
Как прежде выглядел дом, можно увидеть на рисунке художника-передвижника В.Д. Поленова (правнука Львова). О Никольском можно судить и по серии рисунков М. Воробьева. В июне 1812 года Л.Н. Львов пригласил его погостить в Никольском. Его рисунки дают представление о не сохранившихся к началу XX века постройках: "Фонтан в селе Никольском", "Пейзаж с ветряной мельницей", "Никольское", "Хаты", "У колодца в деревне".
(Иллюстрации из интернета).
В собственном имении он отстроил целый комплекс сооружений: храм, валунный погреб-пирамиду, кузницу, дом; придумал такую особую систему отопления, когда одна печка могла отапливать много помещений. В стенах он сделал воздушные ходы, и теплый воздух стал циркулировать по дому. Дом был оснащен водоподъемной машиной, "паровой кухней", кондиционерами.
Сейчас от дома остался один флигель, но сохранилось отреставрированная пирамида-погреб. Когда-то она служила в жаркие дни местом отдыха хозяину и его гостям.
От кузницы остались руины.
А вот храм-усыпальница, хоть и тронут временем, но цел.
Здесь в 1803 году был похоронен Н.А. Львов. Он прожил 50 лет, в его жизни были не только творческие победы, но и обиды клеветников, ненависть злопыхателей. Были и настоящие друзья.
Плакущие березы воют,
На черну наклоняся тень,
Унылы ветры воздух роют,
Встает туман во всякий день -
Над кем? - Кого сия могила,
Обросши повиликой вкруг,
Под медною доской сокрыла?
Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?..
- так откликнулся на смерть Львова Гавриил Романович Державин. А в 1807 году и М.А. Львова будет похоронена рядом с мужем. Державин же после смерти родителей станет опекуном их детей.
Интересна история женитьбы Н.А. Львова на М.А. Дьяковой.
Когда они познакомились, Н.А. Львов не был завидным женихом: беден (одна деревня под Торжком), молод, не в чинах. Согласия на брак родители невесты не дали. Но молодые люди любили друг друга и обвенчались тайно. Им помог В.В. Капнист, жених младшей сестры М.А. Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. Однажды в 1780 году их карета свернула ненадолго к маленькой деревянной церкви у Галерной гавани на Васильевском острове.
Здесь их ждали Львов и священник, а после венчания девушки в сопровождении Капниста продолжили путь на бал, а Львов уехал домой. Почти четыре года молодые люди вынуждены были скрывать тайну брака. А за эти годы Львов становится известным, востребованным, получает подарки от Екатерины II и согласие Дьяковых на брак с их дочерью. Львову 31 год, Дьяковой - 28 лет. Но как венчаться во второй раз?!
Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных - лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.
Н.А. Львов любил повторять, что он на "счастии женат". О себе он скажет:
Родился,
Влюбился,
Женился
И жил, пока любил.
Вот такая романтическая история.
Н.А. Львов - удивительно разносторонне одаренный человек, проявивший себя мастером ландшафтной архитектуры и оригинальным зодчим, тем не менее нигде архитектуре специально не обучался. Он строил дворцы, соборы, жилые дома для друзей, кузницы, погреба, конюшни, амбары. Все его постройки отвечали самому придирчивому вкусу.
Окрестности Торжка богаты дворянскими усадьбами, созданными по его проектам или при его участии.
Усадьба Василёво."Чертов мост".
Построенный по проекту Н.А Львова стометровый, пятиарочный валунный мост является сегодня главной достопримечательностью усадьбы "Василево" - жемчужиной парковой архитектуры Верхневолжья ХVIIIвека. По нему проходила главная въездная дорога в имение со стороны Торжка.
В 2004 году он демонстрировался в фильме "Ночной дозор" (реж. Т. Бекмамбетов): на нем развернулась битва Добра и Зла.
Конструкция моста уникальна - при его строительстве не использовалось никакого крепежа. Мост держится только за счет веса валунов, упирающихся в так называемый замковый камень.
Протекающий по территории усадьбы ручей был переделан в систему каскадных прудов. Верхний пруд заканчивался валунным гротом, который являлся одновременно и шлюзом. Когда воды в пруду накапливалось слишком много, то ее спускали при помощи шлюза в Средний пруд, который заканчивался мостом-гротом; за ним находился Нижний пруд, и далее вода попадала в реку Тверцу.
Грузины. Валунный мост через р.Жаленку.
Это имение принадлежало деду А.П. Керн, Марку Федоровичу Полторацкому. Когда строили мост, русло реки было отведено в сторону, а камни подгоняли друг к другу, насыпав песок. Затем вновь вернули реку в прежнее ложе и вода вымыла песок. Образовался очень красивый одноарочный мост того же стиля, что и в Василеве. По дороге на Кавказ в 1829 году сюда заезжал Пушкин. Этот мост через речку Жаленку при въезде в поместье поэт запечатлел впоследствии в одном из своих рисунков.
В Торжке по проекту Львова построены небольшая часовенка у моста через Тверцу и Борисоглебский собор на территории монастыря.
Борисоглебский монастырь - один из древнейших памятников на Руси, основанный еще в 11 веке. В 1038 г. стараниями боярина Ефрема была возведена церковь в память о погибших братьях-князьях Борисе и Глебе. Несмотря на перестройки, со временем она сильно обветшала.
При Екатерине Великой решено было построить новый храм. 11 июля 1785 г. сама императрица заложила серебряной лопаточкой первый камень в основание собора.
Автором проекта был Н.А. Львов, а 37 икон для иконостаса написал художник В.Л. Боровиковский. Строительство церкви велось 11 лет. По проекту Львова была возведена и надвратная Спасская церковь (1811 г.) с колокольней (55 м), которая возвышается над всеми постройками монастыря.
13 июня 2004 года в центре города, на Площади 9 января установлен памятник архитектору Н.А. Львову (арх. В. Городович, скульптор Ю. Карпенко). Рядом творение его рук - двенадцатиколонная ротонда.
Памятник Львову по сути первый памятник русскому архитектору.( В советское время сооружен бюст крупному архитектору А.В. Щусеву в Москве, в Гранатном переулке).
Усадьба "Знаменское-Раек" - творение великого русского архитектора Н.А.Львова - построена во второй половине ХVIII века, в 1790-м году. Принадлежала она екатерининскому вельможе, генерал-аншефу Ф.И. Глебову-Стрешневу.
Фотография не моя, но вид сверху дает представление о масштабности.
Часовня Даниила Столпника на Васильевой горе.
Богатство способностей, талантов, широта интересов и масштабность открытий Н.А.Львова поразительны.