Очередной выходной день мы решили провести в Калязине - не были там уже давно, а дорога туда идет по местам интересным и живописным в любое время года. Это и Спас-Угол, родина писателя Салтыкова-Щедрина, и старинные села Нерль и Поречье, и речка Нерль, в которой мы так любим поплавать летом. И, хотя от нашей дачи под Талдомом до Калязина 120 км, дорога эта не утомляет вовсе.
Вскоре справа от шоссе на берегу Жабни показалась огромная параболическая антенна, построенная в 1960 -е годы для приёмов сигналов из космоса - ещё одна головная боль для окрестных жителей. А испытаний на их долю выпало много. Об этом чуть позже.
В 1453 г. монах Макарий основал в устье р. Жабни Троицкий монастырь. Местный землевладелец Иван Каляга решил убить Макария, опасаясь, как бы тот не покусился на его, калягины земли. Но семья Каляги умерла от неизвестной болезни, а сам он постригся в монахи в Троицком монастыре и передал монастырю свои земли. Монастырь стал называться Калязинским.
В ХVII в. строится Никольский собор, а вокруг возникает Никольская слобода Калязинского монастыря, которая и стала впоследствии городом Калязиным.
Для создания Угличской ГЭС понадобилось водохранилище. Поставили плотину - город ушёл под воду с домами, улицами, огородами, монастырём и кладбищем.
Тревогу забил краевед Никольский - он предлагал закрыть земляными валами собор и монастырь. Дальнейшие события показали, что сделать надо было совсем немного, и Троицкий Макарьев монастырь был бы спасён (вода поднялась ниже, чем ожидали). Обитель взорвали. Колокольню оставили для тренировки парашютистов. Её высота 74метра. Чтобы предотвратить разрушение, сейчас вокруг колокольни сделали искусственный остров. Раньше она возвышалась просто из воды.
Въехав в Калязин, мы миновали "Горбатый " мост через реку Жабню
и оказались в Свистухе. Свистуха - район Калязина за р. Жабней, здесь в пятиглавой Богоявленской церкви ХVIII века расположен Краеведческий музей.
Музей основан в 1920-м году и носит имя И.Ф.Никольского.
Ю.Нагибин в рассказе "Калязинский бессребреник и его музей" поведал любопытную историю. Местный чудак-бессребреник, краевед Иван Фёдорович Никольский (1898-1979) когда-то, ещё до революции, получил в наследство неплохую библиотеку и иконы, а когда взрывали монастырь, и местный архимандрит отдал ему всё, что оставалось: иконы в окладах, кресты, разную церковную утварь. У администрации города Никольский с трудом вытребовал помещение и создал там уникальный музей.
Богатству местного музея позавидовал областной Калининский (Тверской) музей и попытался завладеть экспонатами, но Никольский дал отпор. Калязинские власти даже возгордились такой стойкостью и раздобыли где-то клык мамонта для музея и некую таблицу, доказывающую, что и на Верхней Волге homo sapiens произошёл от обезьяны и медленно, но верно поднимался до высшей своей формы - советского человека. Всё шло хорошо, но вскоре приезжие чиновники разных рангов стали слишком умильно поглядывать на бесценные музейные экспонаты. Никольский же был по-прежнему неумолим. Тогда его перевели на грошовую пенсию, и вскоре в богадельне его хватил удар.
Вместо него в музей назначили партийную тётку с одного из местных предприятий. К её энергии добавилась энергия вернувшегося после недолгой отсидки мужа. Калининский музей получил кое-какие экспонаты, чем-то поживилось местное начальство, а чета первым делом повыковыривала драгоценные камешки из окладов, зарыла их в надёжном месте и затем начала бодро распродавать раритеты и книги. Вскоре, кроме цепов, веялки, жернова и клыка мамонта, осталась лишь таблица, изображающая, как питекантроп выпрямился в советского человека. И оставалось ещё огромное, тяжёлое, изумрудного цвета яйцо. "Вряд ли драгоценное", - решили супруги, но всё же, чтобы оценить, нашли ювелира-частника. Тот посмотрел… на несколько минут потерял сознание, а когда очнулся, позвонил в КГБ. Камень оказался легендарным изумрудом из креста митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного.
Спустившись с крутого склона, мы постояли у воды. Справа просматривался монастырский остров с построенной часовней, а напротив нас возвышалась колокольня Никольского собора.
Построили её в 1800-м году калязинские мастера, крепостные полковника В.Ф. Ушакова.
Строили на совесть. В случае, если здание покосится или даст трещину, крестьяне
обещали за свой счёт разобрать его и вновь построить.
Свято-Введенский храм, 1882г.
Потом мы отправились на ул.К.Маркса, бывшую Московскую. Cправа мелькнула колокольней Вознесенская церковь, перед которой установлен памятник М.В.Скопину-Шуйскому.
Улица К. Маркса - одна из немногих, сохранивших историческую застройку ХIХ века.
Здесь поставили памятник и святому Макарию Калязинскому . (Скульптор Е.А.Антонов).
К Волге ведёт старинная булыжная мостовая. С её берега также открывается вид на колокольню Никольского собора, ставшего символом Калязина. Калязинская колокольня прежде "стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властителей утоплен на две трети в Волге! (А.И.Солженицын).
В городе этом бывали Афанасий Никитин (в 1466г. приезжал в монастырь за благословением на "хождение за три моря"), Иван Грозный (подарил монастырю Евангелие), И.А.Крылов (в 9 лет зачислен в местные подканцеляристы), Н.К. Рерих, М.М.Пришвин, А.Дюма и много кто ещё, включая нас.
Мы воспользовались тем, что Волга еще подо льдом, и дошли по льду до колокольни. Было ощущение, что идем " по морю аки по суху". Когда еще предоставится такая возможность?!
Click to view
"Калязинская колокольня - символ того, что не дадут до конца утопить Россию". (А.И.Солженицын).
P.S. Через два часа мы были уже дома и, сидя в бане, рассматривали калязинские сувениры, купленные у коробейников.Таких замечательных матрешек-Бабок-Ёжек мы прежде нигде еще не встречали. Нашему коту Кляксу они тоже понравились.