Гданьск на выходные: выход в город

Mar 24, 2017 17:58



Нет ничего проще, чем слетать на выходные в Гданьск.
В списке того, за что я благодарна мирозданию, лоукостеры  находятся где-то очень близко к  началу. При покупке билетов сильно заблаговременно  цена получилась около 1000 грн туда обратно.





Польская таможня самая медленная таможня в мире. В каждом прибывшем, по умолчанию, видят гасторбайтера,   рассматривают под микроскопом любую  бумажку, и делают большие   глаза, услышав про туризм как цель поездки. Зря, кстати: обратно, в понедельник, мы летели с теми же пассажирами, с которыми успели породниться на таможенном контроле в пятницу. Слетать в Гданьск на выходные  дешевле, чем съездить в Карпаты.



Из аэропорта до Гданьска  каждые полчаса ходит автобус № 201  (менять деньги   по жлобскому курсу в аэропортовских обменниках не обязательно, билетный автомат соглашается на наши карточки).



Автобусный билет  3,2 злотых разовый, или 3,8 злотых на час. (Для грубого перевода в гривни злотые умножаем на 7, для пересчета в евро  делим на 4). По украинским меркам,  недешево. В поездке на два дня лень оптимизировать городской транспорт, достаточно удостовериться, что он, там, в принципе, есть. Нужно было сразу покупать  суточный проездной за 13 злотых,  он  окупился бы пару раз.
Билет в трамваях и автобусах одинаковые,  их можно купить не только в автоматах на остановках, но и у водителя, цена та же.



Жили в Gdansk CENTER I, всяко рекомендую:  чисто,  спокойно, до исторического центра метров 400.
На наше "Приехали поздно,  не смогли поменять злотые" хозяйка сказала "Ничего, оставьте деньги на столе, когда будете уезжать!".   А потом очень долго рассказывала, где в Гданьске самый лучший шопинг.  Через какое-то время, видя   наши скучающие лица, она заподозрила неладное: "А, может, вы и достопримечательности хотите посмотреть?"  Я так поняла, что опции просто посмотреть достопримечательности, без шопинга,  в Гданьске не существует.



Первое письменное упоминание о Гданьске отнсится к 980 году,  дате крещения города.
Права города Гданьск получил от Любека в 12 веке. Не только права, но и   облик,   настроение  и жизненный уклад - ганзейский город Гданьск похож на ганзейские города Любек и Люнебург намного больше, чем на своих  польских соседей.



Город принадлежал к Ганзейскому союзу в 1361-1669 годах. В Ганзе Любек был складом, Бремен  - ключом, Гамбург  - замком, а Гданьск - львом, бережно охраняющий ганзейские закрома. Почему львом? Загадка истории.



Город был занят крестоносцами в 1308 году,  рыцари устроили погром, вошедший в историю как "гданьская резня".



Крестоносцы отстроили город и наладили торговлю, (Великая мельница и канал, на котором она стоит, были построены при них,  а Гданьск вступил в Ганзейский союз - Тевтонский орден тоже был го членом), но отношения с местными жителями всегда оставались натянутыми.



Великая мельница построена в 14 веке и была крупнейшей инвестицией крестоносцев в экономику города. Когда-то на ней   мололи  муку  18 колес, каждое диаметром 5 метров. Странно, что такая замечательная развалинка никак  не используется.
После Грюндельвальдской битвы город перешел на сторону польского короля. Совет захватил Большую мельницу и запретил помол хлеба в пользу замка, и даже (ничего святого) конфисковала медовуху, принадлежавшую крестоносцам.



В 15 веке, после освобождения от крестоносцев, Гданьск стал свободным городом, и  какое-то время даже чеканил собственную монету. В католической Польше Гданьск долго оставался протестантским центром и очагом веротерпимости - гугеноты и евреи здесь селились целыми улицами.



Пруссия анексировала город в 1814 году.
После Первой мировой войны Гданьск получил статус вольного города, и находился под управлением Лиги наций. А Польше передавались территории, дающие ей доступ к Гданьску, Данцигский коридор.



Отказ Польши передать Данцигский коридор Германии стал формальным поводом для начала Второй мировой войны.
1 сентября 1939 года война началась с выстрелов броненосца Шлезвиг-Гольдштейн по защитникам Вастерплатте.



Двор Артуса -  зал торговых гильдий,  есть в каждом ганзейском городе. Был местом встречи гданських купеческих братьев, Братства св. Георга.



Фонтана Нептун - символ и визитная карточка города.
Один из Бургомистров увидел похожий в Болонье и заказал Гданьску такой же.  Нептун символизирует связь Гданьска с морем.



Городская ратуша строилась 120 лет - с 1379 по 1492 год.
Высота башни 80 м, на нее можно подняться.



Сейчас в ратуше городской исторический музей, в котором тщательно сохраняют старинные интерьеры.



Горгульи - окончания кровельных водосточных труб. каменные пасти львов, драконов, морских тварей. Тоже узнаваемая гданьская достопримечательность. Эти изображения украшают многие улицы города, хотя сейчас уже не имеют практического значения.



Города Ганзы легко узнать по высоким шпилям соборов, посвященных Деве Марии.
Главная церковь города, Марьяцкий костел, строился в несколько этапов в 1343-1502 годы.
Он вмещает 20000 человек, все население средневекового города. Пишут, что это самый большой кирпичный храм в Европе,  но что-то похожее я уже слышала и в Гамбурге, и в Любеке. Неважно, храм, действительно, огромный.



Во время войны Мариацкий костел  сильно пострадал: рухнула крыша, расплавилось несколько колоколов. Но большинство церковных ценностей к тому времени были предусмотрительно демонтированы и пристроены по сельским церквям и сараям.



Астрономические часы 1464-1470 годы.
Выполнены Гансом Дюрингеном. Верхняя часть кукольный театр: Адам и Ева, апостолы, Смерть. Нижняя часть - литургический календарь.



Самая известная картина, украшавшая собор, Страшный суд Ганса Меммлинга, сейчас находится в национальном музее Гданьска. Эту картину воровали столько раз, что настоящее чудо, что она каждый раз возвращается в Гданьск. Хотя Гданьск первый ее когда-то украл - выкупил у пиратов, ограбивших судно, везущее заказ из Нидерландов во Флоренцию.



Высота башни 77,7 м, 420 ступенек - я помню их все до единой.
Влезание на башни в мои годы - это от упрямства и завышенной самооценки. После первых 50 ступенек  понимаешь, что наверх тебе категорически не надо, но   денег жалко, да и перед собой неудобно. Лезешь  и материшься: "вот нафига я это делаю?"  Ненавидишь себя, но лезешь.



Подъем стоит 6 злотых.
Как по мне, вид с башни не особо окупил мои усилия. Лучше  было на соседнюю ратушу залезть. Оттуда и  сам Мариацкий костел можно сфотографировать. Но повторять подвиг я не стала.



Видно все и далеко: даже верфи, даже море,  даже по такой безобразной погоде. Где-то вдали брутальный индастриал портового Гданьска -  туда бы съездить за фотографиями нежно любимого ржавого и корявого, но времени не хватило. Гданьск близко от моря и связан с ним каналами. Он мог бы выглядеть, как Амстердам, если бы весь берег не был занят промзоной.



Янтарь   продается повсеместно. Это Балтика,  его здесь добывают - почему-то без всякого треша, не как у нас.
А у нас треш, исключительно, а сам янтарь продается, видимо, где-то в Гданьске.
В  базилике св. Бригиды,  недалеко от Великой мельницы, янтарный алтарь. Мы пытались зайти, но церковь была закрыта. Алтарь еще не завершен, но обещают, что это будет самое большое произведение из янтаря в мире. Будте в Гданьске - не пропустите.



На Млтаве ледоход. Лебеди смешно подскальзываются   и плюхаются в воду, а вороны медленно плывут на льдинах к морю,  торжественно глядя в даль.



Журав над Мотлавой - одновременно кран и городские ворота. Построеный в1442-1444 годах, это старейший портовый кран Европы. Он мог поднять  груз 4 т на высоту 11 метров



Зеленые ворота  какие-то совсем не зеленые.
Здесь проводятся временные выставки и концерты. Возле Зеленых ворот один из центров туристической информации, с бесплатными картами, буклетиками и прочей ерундой.



Крытый рынок.

Карта в Гданьске нужна только если хочешь точно знать, в какую из   церквей тебя занесло. Старый центр настолько небольшой, что, сделав пару кругов по городу,  ничего не пропустишь.



На площади у Великой мельницы памятник гданьскому астроному Яну Гевелию - в 17 веке он открыл четыре кометы и несколько созвездий.



А мы идем в Молодой город, к музею Солидарности.



В Гданьске десятилетиями делалась польская история. Но две даты имеют особое значение: в 1939 здесь началась Вторая Мировая, а в 1980 возник крупнейший профсоюз Солидарность.
.



Экскурсионный маршрут "Дороги свободы" обозначен белой надписью на асфальте. До конца его мы проходить не стали, тема польского профсоюзного движения  нам не близка.



Три креста перед входом в музей- памятник рабочим верфи, убитым  во время массовых беспорядков 1970 года. По всей Польше прокатилась волна протестов, вызванная внезапным подорожанием продуктов питания. Полиция получила приказ стрелять в толпу, и 45 человек погибли в столкновениях.
Поставить памятник погибшим - одно из требований той первой, легендарной забастовки 1980 года.



Территория вокруг музея очень похожа на пустырь.  Вроде, ее собираются отдать под застройку.



Когда музей хороший, неважно о чем он.
Мое поколение редко любит музеи. Детская травма: вспоминаются пыльные стеклянные прилавки с побитыми молью чучелами и нудные рассказы экскурсовода.
Но современные европейские музеи  прекрасны, Они не просто маст-си, такой музей вполне может быть  главной целью поездки в   город. В Гданьск можно приехать ради одного только Музея Солидарности.
Музей получил Europe Museum Prize в 2016 году, Это Оскар  музейного мира, награда подтверждающая  высочайший класс экспозиции.



Центр открыли 30 августа 2014 года.
В архитектурном конкурсе победил проект  гданьской архитектурной  мастерской "Форт". По идее, здание должно напоминать строящийся корабль. Может, и напоминает, хотя мне  внешний облик здания не кажется таким уж безусловным шедевром.



Главный принцип музея "история не обязана быть скучной"
 Есть аудиогид. Мы его не брали - не собирались   глубоко  вникать в историю польского профсоюза. А зря, музей настолько интересный, что аудиогид добавил бы шарму.



Солидарность - польский объединенный профсоюз, созданный в 1980 году  на судоверфи им. Ленина в Гданьске в ходе   стихийно начавшейся там забастовки.
Непосредственной причиной забастовки стало увольнение крановщицы и повышение цен на мясо в столовых. Забастовка началась  14 августа1980 года, и за несколько дней переросла во всенародное противостояние.
Одним из организаторов протестов был недавно уволенный с верфи электрик и  будущий первый польский президент Лех Валенса. За участие в профсоюзном движении он позже попал в тюрьму, а  еще позже получил  Нобелевскую премию мира 1983 года.



Власти быстро подписали соглашение с бастующими, но независимый профсоюз уже был создан. Гданьские соглашения состояли из 21 постулата, основные -  легализация независимых профсоюзов и право на забастовки. Кроме того, освобождение политзаключенных и отмена цензуры. Это было первое двиижение, ставшее на защиту основных прав человека.

Предприятия были заняты рабочими, выставлены патрули. Полякам нравится считать, что это было первое восстание против непобедимого   Советского Союза. Но власть коммунистов в то время еще никем не оспаривалась.



В 80е годы в Солидарности состояло 10 миллионов человек - 80% всех работающих поляков.
К профсоюзу  примкнула треть членов ПОРП.



В крупнейшей забастовке 1981 года приняло участие 13 миллионов человек. Католические праздники стали формой оппозиционных выступлений.



Печатаемый на верфи в Гданьске забастовочный бюллетень был самой популярной газетой в городе и первой за многие годы газетой без цензуры.



Агитация через настенные надписи: "Ворон орла не победит", "Зима ваша, весна наша", и Ленин такой молодой. В Гданьске   давние традиции уличного искусства.

Социализм сдыхал  в СССР,  проблемы были у всего соцлагеря. С апреля 1981 в Польше ввели продуктовые карточки, но продуктов все равно не хватало. Лето 1981 года поляки помнят как "голодное"
13 декабря 1981 Польша объявила военное положение "для защиты достижений социализма". Гайки закрутили капитально: активисты попали в тюрьму, акции Солидарности поддерживали единицы.



10 ноября1982 года, умер Брежнев. В 1985 году  к власти пришел  Горбачев, и в Польше началось потепление.
Как в анекдоте про миллиардера, начавшего бизнес с продажи яблок: "А потом умер мой дядя и оставил мне 100 миллионов".



Польские предприятия переходят на хозрасчет. В 1989 представители Солидарности одержали победу на первых независимых парламентских выборах. В 1990  ПОРП объявила про самоликвидацию. А ведь за 10 лет до этого социалистическая власть казалась незыблемой.
Польша тоже прошла  через развал всего, дефицит, очереди и инфляцию. Разница в том, что перестройка в Польше не была навязана сверху, как у нас, а стала уступкой общественному движению.



В ходе забастовок и протестов поляки прожили и отрефлексировали  то, что до сих пор не очевидно для нас: что политики разочаровывают всегда, но разочарование в общественном деятеле не означает автоматического краха идеалов; что свобода, достоинство и независимость - понятия   не из чьей-то партийной программы; что победа революции -   не старт  прекрасной   жизни, а только начало новых трудностей.
Польша не повторила путь   наших постсоветских республик -  главная заслуга Солидарности именно в этом.



Солидарность продолжала борьбу 10 лет, все остальные социалистические страны распрощались с социализмом намного быстрее.  Ну, или начали борьбу на 10 лет позже и завершили ее с тем же результатом.



В отношении к Солидарности в Гданьске многовато патетики. У каждого народа   есть  неизжитые обиды и поводы для национальной гордости. Полякам до сих пор болит, что в начале Второй Мировой союзники разменяли их независимость  на свои национальные интересы.



В 1939 году Европа   решила, что "не стоит умирать за Гданьск". Но в 1980 Польша стояла под девизом "за нашу и вашу свободу". Если бы в 1980 году поляки не вышли на демонстрацию, возможно, через 10 лет не рухнула бы Берлинская стена.
Гданьский август 1980  и "Осень народов" 1989  - начало и конец избавления от социализма социалистических республик.



Короче, настоятельно рекомендую аудиогид. Музей не об истории отдельно взятого профсоюза, а о национальном самосознании и роли простого черловека в   истории. Очень поучительно.



Кроме музея, в здании находятся трехуровневая библиотека и медиатека. Каждый посетитель может воспользоваться книжными собраниями: ходи, листай, читай.
При библиотеке работает архив. ЕСУ не только выставочный зал, но и серьезный исследовательский центр.



Здесь регулярно проходят конференции, дебаты, театральные спектакли, кинематографические показы.



Зимний сад и смотровые террасы на крыше зимой закрыты. На двери написано, к кому  зайти за ключами, но мы  туда не рвались.



В здании есть кабинет Леха Валенсы, в котором он иногда работает. Кабинет показывают во время экскурсий.
А центральный офис профсоюза Солидарность находится по соседству. Правда, сейчас профсоюз не играет определяющей роли в польской общественной жизни. Всему свое время.



А это, надеюсь, будущее маст-си. Гданьск правильное место для музея Второй Мировой войны, она здесь началась.

1 сентября 1939 года немецкие войска нанесли удар по польским аэродромам. В первый же день немецкая авиация уничтожила большинство польских самолетов, обеспечив условия для успешного наступления сухопутных войск.
Началась 7-дневная  оборона Вастерплатте. Польский гарнизон, чуть более 200 человек, продержался неделю, потеряв за это время 20 человек убитыми и 53 раненными, при том, что потери атакующих были в 10 раз больше. Оставшись без воды и медикаментов, гарнизон капитулировал 7 сентября.
3  сентября Великобритания и Франция объявили Германии войну, 7 сентября союзные войска перешли немецкую границу в Сааре, но уже 12 сентября наступление было остановлено с формулировкой "события в Польше не оправдывают дальнейшего наступления в Сааре" - это означало отказ от союзнических обязательств.



Музей   должны были открыть еще в 2016, но он до сих пор не достроен - нигде   имиджевые здания не строятся в срок и в пределах сметы. Главная выставка будет   под землей, на глубине нескольких метров.

Музей посвящен судьбам  судьбе мирного населения в войне, экспозиция концентрируется на гражданской истории.
Не знаю, насколько это реализуемо, но   в музее хотят показать историю войны без деления на военных и гражданских и без национальной перспективы. Рассказать об общности судеб, попавших в мясорубку войны, общности людского опыта и одной на всех огромной трагедии. Гражданским ведь было все равно, под чьей ковровой бомбардировкой погибнуть.  Мирные жители, погибшие под немецкой бомбежкой в Киеве, под советской   в Берлине или под бомбами союзников в Мюнхене - все они жертвы войны.



А еще обещают поговорить о невыученных уроках истории. Экспозиции, посвященные Великой Отечественной и падению железного занавеса в музее Солидарности должны быть связаны.
Туск назвал выступление Солидарности в 1980 году "реальным концом второй мировой войны" - хоть, по-моему, это слегка притянуто за уши. Концепцию музея Великой Отечественной собираются увязать с послевоенными выступлениями против коммунистических режимов,  за это музей начали критиковать еще до открытия. Поживем - увидим.



Еще один мемориал войны возле железнодорожного вокзала- памятник еврейским детям, вывезенным в 1939 году в Англию по каналам международных организаций, и тем самым спасенным от смерти



Следующая  достопримечательность   спальный район Заспа с галереей муралов.
Первые муралы в ПНР появились еще в 60-е, тогда это   была реклама, покрывающая стены домов. Старые муралы пытаются охранять, хотя охранять   уже особо нечего.
По количеству муралов  в Польше лидируют Гданьск и Лодзь. Польская школа муралов  широко известна. Муралы польских художников есть, например, в нашем Каменце-Подольском.



Гданьск лоялен к граффити: в городе расписаны многие стены, подземные переходы и опоры мостов. Вандальных граффити тоже хватает.



В гданьском спальном районе Заспа начиная с 1997 года расписывают стены. С 2009 года здесь проходит Monumental Art Festival, организованный Рафаэлем Роксовинским, известным польским муралистом. За это время  в Заспе создано более 60 муралов. Банальный спальный район превратился в галерею под открытым небом.



С 2009 года в Заспе создана школа муралов. На сайте района история фестивалей до 2015 года.
Проводятся различные мероприятия, такие как "Шопен в многоквартирном районе" - концерты Шопена с переносным карильноном или Ночь муралей - экскурсия с местными жителями.



На сайте обещают экскурсии, но сейчас они не проводятся. На том же сайте есть  карта и описание каждого мурала. А можно и без карты - картины такого размера видны издали.
Сайт Заспы с  картой муралов.



В Заспе есть свой собственный Театр. Мне нелегко представить наш аналог - какой-нибудь Театр на Южной Борщаговке.
Заспа  безликий, советский многоэтажный район, где не было ничего интересного, пока не пришли художники. И где все сильно поменялось с приходом художников.



Мы обошли только половину Заспы. Это я могу гулять по муралам до бесконечности, в ущерб   остальной программе. А  нормальные люди наедаются стрит-артом   гораздо быстрее.



У меня  прекрасная попутчица,  ведущася на любую авантюру и соглашающаяся на идеи типа "Давай посмотрим сильно  нужное и жутко интересное здание! (Через весь город, с тремя пересадками, и я забыла записать адрес - но мы же найдем его, правда?)".
Когда даже она начинает намекать, что полноформатная, на  день, экскурсия по Заспе это не то, за чем нормальные люди едут в Гданьск, понимаешь, что хватит  - это хватит.



Заспа осталась на половину неосмотренной, увы. Больше муралов можно увидеть здесь.



А потом мы поехали к морю. На Балтике, обязательно нужно гулять по берегу. Так все и делают,   ни снег, ни ветер не являются к этому препятствием.
Летом до Сопота и Гдыни можно доехать на арендованном велосипеде вдоль берега по сосновому лесу- и это лучшее, чем в Гданьске можно заняться. Зимой   приходится просто гулять.



Кормить чаек и лебедей в Гданьской затоке отдельное и самостоятельное удовольствие, которое я   пишу в список несбывшегося. Мы забыли купить батон.



Если будете в Гданьске, покормите птиц и за нас тоже. Они там наглые, отважные и выхватывают хлеб прямо из рук.



Стыдно перед лебедями, но себя мы покормить не забыли. Такую конструкцию  невозможно сожрать культурно. Зато очень вкусно.

Хотя, по-моему, не вафли, но польский сырник (краковский, варшавский и еще с десяток вариантов) -   величайшее достижение человечества и крупнейший вклад поляков в мировую цивилизацию. От моего постоянного нытья "Вижу кондитерскую,  а не поесть ли нам сырника?"   было отбиться сложнее, чем от осмотра муралов.
Previous post Next post
Up