Прочитала наконец книгу "Краткая история быта и частной жизни". Читала медленно с перерывами и с трудом некоторые главы, описание, как появилась столовая или лестница, не всегда это очень увлекательное действие. А особенно, если все это перемежается большим количеством технических, архитектурных и прочих подобных подробностей. Но вот, когда дошла до "детской" и того, как жилось детям в те времена, когда появилась впервые детская,прочитала и даже еще раз перечитала очень быстро. Поняла, что мы очень счастливые люди, потому что в двадцатом веке все-таки у детей уже появилось детство, не просто как период взросления, а именно как период жизни ребенка.
Если в 16-17-18 веке ребенка могли отдать работать уже после трех лет, о каком детстве может идти речь? Например, трубочистами работали только очень маленькие дети, потому что домоходы были узкими и протиснуться туда, чтобы очистить их от сажи мог только маленький ребенок. Это речь о детях из очень бедных семей, но и в богатых семьях детям жилось не намного лучше.
"Условия жизни в частных школах были ужасными. Рисунки с изображением школьных дортуаров XIX века показывают, что эти помещения практически не отличались от тюремных камер и общих спален в работных домах. Там зачастую было так холодно, что за ночь замерзала вода в графинах. Кровати представляли собой деревянные топчаны, на каждый из которых была брошена пара грубых одеял, а подушки вовсе отсутствовали."
В общем читала и ужасалась. Но так как эта книга написана в основном на примерах Англии, то решила посмотреть, а как же дело обстояло в России. Оказалось, что ни чем не лучше. Мы все помним из школы письмо Ваньки Жукова. Детей из бедных семей часто отдавали в услужение, начиная с шести лет. Но и в дворянстве все было не так прекрасно, как иногда читается в произведениях русских классиков.
Отношения между родителями и детьми не отличались сентиментальностью даже на всем протяжении XIX века, не говоря уже о более раннем времени.
Из воспоминаний Водовозовой Елизаветы Николаевны, ученицы Ушинского, она внесла огромный вклад в дошкольную педагогику:
"Детей, точно так же, как и крепостных, наказывали за каждый проступок: давали подзатыльника, драли за волосы, за уши, толкали, колотили, стегали плеткой, секли розгами, а в очень многих семьях секли и драли беспощадно."
Многое изменилось с тех пор, "современную семью можно назвать, детоцентристской, это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье впервые в истории дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи"(Вишневский А.Г.). Ценность детей стала самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости, - таков парадокс нашего времени. Как вы считаете верно последнее утверждение или все-таки рождаемость ограничивает не ценность ребенка, а эгоизм родителей, которые хотят пожить и для себя?