Из статьи «Бермудско-кремлевский треугольник», опубликованной нами в оппозиционной прессе в марте 1991 года.
В поисках «третьей силы»
«Много ли людей в ОФТ?» - спрашивал корреспондента «Что делать?» редактор областной партийной газеты. Ответ выслушивал внимательно, вдумчиво. Видимо, полученную информацию вставлял в какие-то свои, ранее продуманные схемы.
«Много ли людей в ОФТ?» - спрашивал в тот же день по телефону секретарь райкома КПСС.
Ещё один звонок. Ещё один секретарь. Разумеется, по совсем другому поводу. Но с тем же вопросом.
Это было в декабре 1990 года. Люди, отлично знавшие политическую конъюнктуру, вдруг заинтересовались нашим фронтом. Тогда же из их уст начал звучать новый термин - «третья сила».
Астрономы способны зафиксировать ещё не открытые планеты, партработники - ещё не появившиеся политические силы. И те, и другие опираются на определённые, хорошо им известные закономерности.
Внезапный всплеск интереса к ОФТ оказался мимолётным. Но вскоре «третья сила» действительно появилась.
Третий лик рыночного бога
От источника, близкого к руководству Всесоюзной Ассоциации директоров предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи: своим выдвижением на пост председателя Кабинета министров СССР В.С.Павлов обязан прежде всего указанной «Ассоциации», объединяющей директоров крупнейших промышленных предприятий, в первую очередь в сфере производства средств производства.
12 февраля 1991 года: в газете «Труд» опубликовано интервью В.С.Павлова, в котором впервые за много лет советский премьер серьезно и аргументированно выступил за сохранение и развитие производства средств производства.
От нашего источника: Всесоюзная Ассоциация директоров предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи образовалась в октябре 1989 года. В руководстве - лица, выступающие за рынок, за политику интеграции с международным капиталом. В то же время для членов «Ассоциации» характерно недовольство тем, что в экономической стратегии приоритет отдаётся «мелкоте» - отдельному собственнику, кооперативам. С декабря 1990 года члены «Ассоциации» выступают с критикой М.Горбачева, но готовы поддержать его с целью недопущения к власти политиков типа Б.Ельцина, выступающих за немедленное раздробление крупной промышленности в интересах её приватизации. Среди членов «Ассоциации» преобладает мнение, что экономикой руководят безграмотные дилетанты, не знающие производства и запутавшиеся в политической возне, что на место таких политиков необходимо поставить других, называемых «реалистами», «прагматиками», иногда «технократами».
«Правые» - «левые» - технократы
До последнего времени политический спектр в правящей верхушке изображался как бы в виде отрезка, на котором политиков можно расставить по их взглядам справа налево и наоборот. Правда, само понятие «правых»-«левых» было по инициативе М.Горбачева перепутано так, что наиболее рьяные защитники частной собственности и новых буржуев стали вдруг «левыми», а их более умеренные коллеги - «правыми». Последовательные противники частной собственности и совбуров на политической поверхности вплоть до настоящего момента практически не представлены. Тем не менее средства пропаганды активно внедряют представление о «правых»-«левых» и классифицируют политиков по придуманной ими шкале «правости-левости». В связи с появлением В.С.Павлова возникла потребность классифицировать и его. В большинстве случаев ему определяют место где-то в центре пресловутого отрезка, называя «центристом».
Между тем уже первые высказывания и конкретные действия нового премьера показали, что он не просто заполняет собой политический вакуум, образовавшийся после ухода Н.Рыжкова, но и ломает сложившуюся геометрию, не укладываясь по своей роли и значению в традиционный отрезок. Если уж для наглядности использовать при описании ситуации у кормила власти геометрические фигуры, то с появлением В.С.Павлова лучше от отрезка прямой перейти к треугольнику. Новый премьер - действительно новый, так как за ним - новая политическая сила. До последнего времени советский технократический менеджмент был почти незаметен. Руководство КПСС, начиная политику рыночного развала страны, делало основную ставку на вскармливание слоя мелких буржуа под видом «кооператоров». При этом к менеждерам крупных предприятий подчас относились как к силе, которая может противодействовать рыночному развалу и которую поэтому необходимо нейтрализовать. Об этом советские директора хорошо помнят. В декабре прошлого года на совещании директоров руководитель объединения «Воркутауголь» напомнил об этом и М.Горбачеву. Видимо, не без злорадства тогда было замечено: Президент пришел на встречу с теми, кого в 1985 году призывал давить снизу, обещая организовать и давление сверху.
Теперь наступил звездный час технократов. Они не только появились на политической сцене, но начинают действовать как организованная, влиятельная политическая сила.
Бермудский треугольник в Кремле
Появление «третьей силы» уже произвело сильнейшее возмущение в системе сложившихся политических связей и отношений. На политической поверхности заработало ранее скрытое, но объективно всегда существующее противоречие между «китами» промышленности и «мелкотой» - между уже набившими руку на рыночных сделках крупными менеджерами и народившимся слоем мелкой буржуазии, которая в СССР большей частью состоит из обыкновенных спекулянтов и жуликов. Этой-то «мелкоте» сразу же пришлось почувствовать на себе, что отныне перед ней не иммитирующие сопротивление аппаратные структуры КПСС, а Его Величество Менеджмент. Способный вместо многолетних раздумий о денежной реформе к неожиданному и быстрому проведению весьма каверзного обмена 50-ти и 100-рублевок.
С пришествием технократов стала реальной перспектива вытеснения с политической арены наиболее шумливых выразителей интересов мелких лавочников, включая Б.Ельцина. Вообще усилилась степень динамичности в развитии обстановки, возросла непредсказуемость того, какие еще решения изойдут из Кремля. На какой-то период Кремль превращается в настоящий Бермудский треугольник.
Генералы от экономики
Было бы серьезной ошибкой недооценивать положительное значение «третьей силы». В ряде случаев советские менеджеры уже показали себя как стабилизирующий фактор, способный противодействовать, например, националистам. Имеется в виду деятельность Объединенных советов трудовых коллективов (ОСТК) в Эстонии, Латвии, Молдавии.
Но нельзя забывать и того, что менеджмент - верхушечная, элитная прослойка. Как и любая элитная прослойка, она при отсутствии жесткого контроля сверху и снизу поражается коррупцией, разлагается, отрывается от трудовых коллективов, подкупается собственниками, обеспечивает себе неплохой кусок при дележке народного добра.
ИНФОРМАЦЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: Типовые условия контракта между директором предприятия и собственником в Ленинградском экономическом регионе предусматривают:
- месячный оклад 1 тыс. рублей;
- страховка на 50 тыс. рублей;
- в случае потери трудоспособности полные выплаты в течение 3-х лет и пожизненные выплаты в размере 2/3 оклада;
- предоставление импортных товаров на 10 тыс. инвалютных рублей в год;
- право приобретать продовольствие для себя и семьи в столовой предприятия;
- служебный автомобиль;
- личный автомобиль с возможностью его смены через каждые 3 года;
- зарубежная путевка 1 раз в год.
Где слуга, где господин
Люди, полагающие, будто политика вершится по прихоти начальников, могут сколько угодно обсуждать личные качества В.С.Павлова. Серьезный анализ предполагает другой вопрос: кому станет служить светский менеджмент? Себе самому? Отечественной мафии? Иностранному капиталу? Трудящимся?
Очевидно, в конечном счете тому, кто окажется сильнее, организованнее, кто правильно понимает законы политической борьбы, у кого меньше иллюзий.
Не так давно пришло известие: один из активных патриотов выступил в Москве за поддержку М.Горбачева в данной ситуации, чтобы был противовес Б.Ельцину. Среди порядочных людей сегодня вообще очень много таких, кто еще не научился различать политику и интриги, не понял, чего ждут от порядочных людей все здоровые силы, в том числе и «наверху».
На днях позвонил знакомый директор. Умный, талантливый человек, настоящий патриот и гражданин своей страны. О горбачевых-ельциных разговаривать не стал. Спросил:
«Сколько людей в ОФТ?»