Агентура влияния
В.Сидоров
К середине ХХ века с развитием научно-технического прогресса произошли серьезнейшие изменения в формах, методах и целях деятельности разведывательно-подрывных служб ведущих стран Запада. Как в промышленности произвело революцию изобретение паровой машины, так и в разведке и контрразведке Запада наступила новая эра. В основном это связано с двумя моментами.
1. Появление космической разведки и значительных усовершенствований в сфере визуальных, радиотехнических, сейсмических и других разведывательных средств.
Работникам КГБ СССР хорошо известно крылатое сравнение, пущенное в ход бывшим шефом ЦРУ Алленом Даллесом. Он заявлял, что до появления космических спутников работа спецслужб была похожа на игру в карты и состояла в том, чтобы подсмотреть козыри противника и скрыть от него свои. С наступлением же новой технической эры разведывательно-подрывная деятельность стала, по мнению Аллена Даллеса, больше походить на игру в шахматы. Подсматривать нечего, так как на доске все видно, как на ладони. Тайной остаются только планы противника.
Запад достаточно быстро отреагировал на изменение ситуации - сконцентрировал оперативные силы и средства на том, чтобы ударить по «штабам», проникнуть туда, где формировались планы. На смену агентам, наблюдавшим с чердака своего дома за движением транспортов по железной дороге, должна была прийти агентура, разъезжающая по этой железной дороге в правительственных спецвагонах, обитающая в святая святых государства, принимающая правительственные решения.
Такая агентура получила название «агентуры влияния». Над ее приобретением в СССР потрудилась целая коалиция сильнейших разведок Запада. В частности, ЦРУ США в течение ряда лет осуществлялась программа, получившая кодовое название «ВИП» («вери импортант персонз» - «очень важные лица»).
2. Изобретение принципиально новых средств изучения, контроля человеческой психики и воздействия на нее. Речь идет прежде всего о так называемых «полиграфах» («детекторах лжи») и «психотропных» средствах воздействия на психику.
Все ответственные сотрудники государственных учреждений США проверяются на полиграфах примерно раз в каждые пять лет. Это в корне меняет всю обстановку внутри бюрократических учреждений. Чиновники в СССР, отвыкшие от какого-либо контроля, вольны хихихать над «детектором лжи» и распространять легенды о его неэффективности. В США «аппаратчики» хорошо знают: периодические «исповеди» на полиграфе реально приводят к выявлению конкретной незаконной деятельности, к тому, что «мудрить» с контролирующими органами становится невозможным.
Не случайно советская разведка, имевшая когда-то своих филби на уровне заместителя начальника старейшей в мире британской разведки, в течение десятилетий не может ни повторить таких достижений, ни приблизиться к ним. Не случайно бывший генерал КГБ О.Калугин, руководивший разведкой по американской линии, фактически расписывается в своем бессилии и заявляет: у его подразделения не было источников информации из числа сотрудников ЦРУ.
А вот у ЦРУ источники информации в КГБ были. Это, например, шифровальщик Шеймов, который лет десять назад был выведен американцами из игры на территорию США. Характерно, что вывод Шеймова был осуществлен со всеми чадцами и домочадцами и настолько профессионально конспиративно, что «концы» обнаружились только после их рассекречивания самими американцами в своих газетах.
Но если агенты западных спецслужб были не такой уж редкостью в органах КГБ (равно как и в системе Главного разведуправления Генштаба Вооруженных Сил СССР), то имелись ли они на уровне, который ЦРУ США определяет как «очень важные лица»? Там, где должна быть не просто агентура, а «агентура влияния»?
Сенсационных разоблачений не будет. Ответ еще более страшен, чем в случае, если бы были названы фамилии известных лиц. Ответ состоит в том, что ничего определенного по этому поводу неизвестно.
То есть Запад надежно защитил от оперативных ударов свои государственные органы, не постеснявшись применить полиграфы. Запад сконцентрировал силы и средства на «штабах». Запад пускал в ход «психотропные» средства. Запад успешно вербовал агентов в КГБ и ГРУ, в том числе в шифровальных подразделениях. А вот результаты деятельности западных спецслужб по вербовке «очень важных лиц» советская контрразведка не фиксировала. И зафиксировать их не могла.
Речь идет даже не столько о фактическом запрете на проверку материалов в отношении лиц, стоявших у главных органов управления страной. Дело в том, что сами по себе материалы на таких лиц могли в советских контрразведывательных органах оказаться разве что случайно. Система их получения отсутствовала начисто.
Автору пришлось слышать горькие откровения опытного чекиста. Он предложил представить себе человека, у которого система иммунной защиты действует в отношении всех частей тела, кроме головы. Голова как бы поражена спидом. Нетрудно догадаться, какая участь поджидает весь организм. «Вот вам модель нашего государства, - заявлял он. - Что вы от такого государства хотите?» Слушатели, не первый год работавшие в системе контрразведки, кивали головами, поддакивали, вступали в разговор и приводили свои примеры в подтверждение сказанному. Многие искренне переживали нелепость положения. Но сделать ничего не могли.
И не смогут, потому что здесь речь идет уже не о профессионально конртрразведывательных вещах. Изменить положение способны только серьезные политические силы. Что же касается органов госбезопасности, то они являются не силой (как это кажется многим), а средством в руках политических сил. Вот почему у автора совершенно нет вызывают энтузиазма утверждения, будто страну спасут какие-нибудь «органы», будь то органы госбезопасности или МВД, военные структуры или аппарат КПСС. Не скальпель, а хирург излечивает больного. «Органы», «аппарат» - это средство, но не самостоятельная политическая сила. Окажись они в руках силы, действующей в интересах страны, - они даже в нынешнем, полуразрушенном и деморализованном, составе сумели бы послужить народу. Но, поскольку они в других руках, то и все рассуждения об их спасительной функции не имеют смысла.
Остаются ли следы от деятельности агентуры влияния?
Пусть каждый ответит на этот вопрос по-своему. С учетом того, что СССР как-то вдруг потерял союзников и стремительно разоружается перед лицом нарастающего ракетно-ядерного и всего военного потенциала НАТО. С учетом того, что в ранг государственной политики возведен курс на разрушение государства. С учетом того, что курс на рыночную экономику реализуется несмотря на очевидный факт: несовместимость достигнутой степени разделения труда с обособленным хозяйничаньем на одном заводе (фабрике). С учетом того, что в стране вдруг гремят выстрелы, льется кровь, вчерашние добрые соседи начинают воевать друг с другом. С учетом того, что после урожайного года видно в магазинах. С учетом, наконец, того, что уже не скрывается и признается официально: талантливый и трудолюбивый народ при обстоятельствах, для созидательного труда вполне подходящих, ждут лишения еще более тяжкие, а правящая верхушка не видит этому альтернативы.
Альтернатива, конечно, есть. Она в том, чтобы осознать весь драматизм обстановки и приступить к сформированию в среде трудящихся политической силы, способной к самостоятельному политическому действию во спасение страны.
В.Сидоров
«Контраргументы и факты»
Объединённый фронт трудящихся
/Рабочее движение/
№ 3 июнь 1991
(тираж 10.000)
Стр. 3