Преобразования в образовании

Sep 12, 2017 11:53


Ехала в автобусе. Сзади по телефону говорила женщина. Негромко, но эмоционально. И я бы не зацепилась слухом за чужой разговор, если бы не выхватывала невольно очень уж знакомые нотки в голосе, и узнаваемую боль. "Училка" - определила безошибочно. И удивилась: "Я уже десять лет вне системы, а проблемы всё те же. Их стало, пожалуй, больше". В связи со случайно услышанными репликами вспомнилось.

Однажды я ввела в строку поиска «школьные реформы в России», и услужливый Яндекс выдал 10 миллионов (!!!) страниц. Что же и когда у нас реформировали? Даже если просто пробежаться по заголовкам анонсов, мы уже усмотрим реформирование химического образования, школьную реформу 1970-1980гг, введение единого госэкзамена, 12летнее обучение, реформирование математического образования…

Сколько я себя помню внутри школы, у нас всё время что-то реформировали. То все дружно «погружаемся» в предмет по методике Шаталова, то проектируем непонятно что, называя проектом даже сшитый пятиклассницей фартук, умиляясь тому, что девочка пришила кармашек не справа, а слева (ну гениальная проектировщица!!!), то все дружно вступаем в скаутские отряды, то создаём школьные республики и кричим о детском самоуправлении (только на каждое детское «да»заранее приготовив сотню взрослых «нет»), то вдруг все махом создаём авторские программы (в скобках заметим, что соответствие Госстандарту никто не отменял), называем факультативы модным словом «элективный курс» и внедряем предпрофильное и профильное образование. Ещё не улеглись в головах свершившиеся и несвершившиеся изменения, а кто-то уже бросает новый клич, и вот уже на свет появляется новый государственный проект «Моя новая школа».

У меня сперва возникла мысль порыскать в поисках точной информации о том, когда, как и на какую тему реформировалось российское образование. Но полученные 10 миллионов страниц пыл слегка поубавили. Но один материал всё ж нашла.


Цитата
"В России школу реформировали довольно часто и, можно сказать, с удовольствием. Во-первых, подобные реформы всегда казались достаточно простым делом, ведь если экономические законы никаким указам не подчиняются, то школа исполняет все, что ей прикажут, и реформатор практически сразу видит результаты своего труда. Во-вторых, воздействовать на школу - значит воздействовать на будущее, а от такой заманчивой возможности не откажется никакая власть. Однако большая часть российских школьных реформ была утопична, а утопии, как известно, никогда не воплощаются в жизнь".

Автор статьи даёт краткий обзор проводимых в образовании изменений, начиная с 1551 года, через реформы Екатерины11, Александра11, создание "единой трудовой школы", деятельность Луначарского к внедрениям советского и постсоветского периода. Не буду повторять сказанное, резюмирую словами автора статьи:

"Программу то предельно усложняли, то пытались ее разгрузить. Уроки труда то вводили, то отменяли, а после долгой дискуссии перешли на обучение с шестилетнего возраста. Наконец, с распадом СССР российская школа вступила в полосу перманентного реформирования, из которой не вышла до сих пор".

Полностью статья здесь: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1017783

А вообще, я как педагог с внушительным стажем скажу. "Школа делает слишком много того, чего вообще делать не должна. А так-то должна она многим. Ой мноооогим. От пожарных и распространителей всевозможных билетов до министерств и ведомств.

Грустно улыбаюсь. Вы ещё верите, что в скором времени всё изменится? Ой ли. Оставьте школу в покое, прекратите идиотские эксперименты, перестаньте превращать школу в вечный полигон с постоянным притоком живых подопытных ( наших с вами детей между прочим), она вздохнёт спокойно и ответит вам  благодарностью.

Вот уже десятый учебный год - без меня. Но до сих пор тема школы -  это моя боль. Совмещая должности учителя литературы и русского языка и заместителя директора по воспитательной работе, я многое успела увидеть изнутри.

Мне очень импонируют слова, произнесённые Сергеем Казарновским, директором московского образовательного центра "Класс-Центр": "Я участвовал в таком количестве разных дискуссий о том, как надо менять образование, и вижу, что во всех эшелонах у нас истерика по поводу обучения. За последние 15 лет мы чего только не меняли. Но ведь это учится одно поколение детей, и над ним все время происходит некое издевательство. Поэтому у меня есть странное предложение - объявить мораторий на 10 лет на любые реформации в школах, чтобы не дергали ни учителей, ни детей".

школа, статьи, реформы, социум, мнение, общество, образование, мысли

Previous post Next post
Up