Гилберт Грейп, танцующий без музыки

Dec 11, 2024 13:43


После прочтения книги Питера Хеджеса «Что гложет Гилберта Грейпа?» решила посмотреть снятый по этой книге фильм.

Не то, чтобы книга меня зацепила, скорее, напротив. Но хотелось увидеть, как некоторые моменты будут решены при помощи сценического воплощения.

«Living in Endora is like dancing to no music» («Жить в Эндоре - это как танцевать без музыки») - слоган фильма. И в какой-то мере он отражает основную суть романа. Но вот в экранизации, как мне показалось, эта суть утрачена.

Сама идея романа словно выхолощена, акценты смещены, острые углы сглажены. И это проявляется абсолютно во всём, начиная с действующих лиц.

Это не только изменение личности героев - это полный отказ от некоторых из них.

В фильме куда-то пропали старшие брат и сестра Гилберта.  В книге  их отстранённое формальное  (присланные чеки) участие в жизни семьи, появление в доме раз в год в день рождения Арни контрастировало с повседневными заботами оставшихся в Эндоре. На фоне сбросивших груз ежедневная ответственность Гилберта и его старшей сестры ощущалась гораздо весомее.

Арни, родившийся с синдромом Дауна, вечно неопрятный, некрасивый, с нелепой большой головой, на экране превращается во вполне симпатичного подростка-аутиста, который абсолютно не выглядит на свои 18. Любить экранного Арни, сыгранного молодым Леонардо ДиКаприо, гораздо легче, чем книжного.

Целые пласты событий, которые в книге хоть и представляют собой монотонный ряд, всё-таки делают последующие эпизоды логичными, выпущены или переставлены местами.

Например, умерший страховщик в книге далеко не ангел, изменял жене с секретаршей. А взаимоотношения с замужней женщиной приносят главному герою больше  мороки, чем радости.

Приезжая красавица Бекки - хороший друг и цельная натура, которая помогает Гилберту на многие вещи взглянуть иначе. В книге же это пятнадцатилетняя девочка, несколько озабоченная своей сексуальностью, и Грейпу весьма сложно сохранять баланс между вспыхнувшим желанием и  разумностью.

Произошли метаморфозы и с матерью Гилберта. Да, на экране это весьма тучная, но добрая и несчастная женщина. Не совсем понятно раздражение  Грейпа, которое он испытывает по отношению к ней. В книге же это особа с окончательно испорченным характером, Деспотичная, капризная, не воспринимающая ничего, кроме еды. Всё в доме подчинено заботе о том, чтобы мама была сыта и довольна. Главный довод, при помощи которого она манипулирует домашними, - «Я хочу дожить до восемнадцатилетия моего единственного мальчика. Разве я так многого хочу?»

На экране мы видим  абсолютную смену трактовки. Здесь бывшая первая красавица города желает, чтобы её сын дожил до 18. И таким образом теряется сакральность этой вечной мантры. Не я доживу, а он доживёт. И это значительно обедняет финал. Если книжная женщина  словно запускает программу саморазрушения и, отметив, день рождения Арни, умирает, накануне уже испытывая приступы удушья от непомерного потребления пищи, то экранная смерть во сне кажется странной, неожиданной и даже красивой.

В книге больше трагического психологизма. Надрывности. Встретить раз в год машины, везущие в город аттракцион с лошадками - та радость, которая стала ритуалом. И сколько бы ни исполнялось Арни, каждый год он тащит старшего брата на дорогу этих лошадок встречать.

На экране мы видим абстрактные трейлеры и закольцованность композиции.

Мама умерла, дом сожжён, Арни уже 19, и они с братом всё так же встречают машины (в одной из которых благополучно возвращается Бекки). Этакий совершенно киношный хеппи-энд. Жизнь продолжается, что бы ни происходило.

Финальные страницы романа - это огонь, в котором вместе с домом сгорает тело женщины, при любом раскладе остающейся любимой мамой, над которой непозволительно надсмехаться.

Словом, после  кинопросмотра я оценила прочитанную книгу уже иначе. На фоне экранизации она заиграла новыми красками.

Вздохнув на тему как же  нелепо сценаристу  удалось похоронить всё лучшее, что в книге было, с удивлением обнаружила, что автором сценария является сам Питер Хеджес. Вот уж, действительно, из непонятого.

экранизация, кино, зимние сказки, Хеджес Питер, #зимниесказки

Previous post Next post
Up