10 книг, книжный челлендж 2024, 7. Фильм-номинант на «Оскар»: Эмма Донохью «Комната»
Из рассказа от лица пятилетнего ребёнка читатель узнаёт о повседневной жизни, в которой существуют определённые правила: строгий распорядок дня и выполнение каких-то действий по конкретным дням недели, воскресные подарки (по сути это жизненно необходимые вещи), дозированный просмотр телепередач.
Казалось бы, ничего необычного. Однако весь мир, доступный Джеку и его матери, - это небольшая комната на заднем дворе. Выхода из неё нет.
Похищенная 7 лет назад и родившая здесь сына молодая женщина не придумала ничего лучше, как рассказывать ребёнку о том, что весь мир - это их комната. За её пределами только космос.
Образ маньяка, однако, очерчен весьма скупо. Он есть. Он приносит вещи. Он может в наказание отключить электричество, оставляя пленников без тепла, пищи и скупых развлечений. Но главное внимание уделяется именно Джеку и его Ма. И это не удивляет, потому что книга не столько о похищении и насилии, сколько об их последствиях.
Комната-тюрьма изменила психику женщины и не позволила ребёнку нормально развиваться. Да, мама сделала всё, чтобы мальчик получил начальные понятия о добре и зле, гигиене, изучил чтение и счёт, даже поддерживала, насколько это возможно, его физическую форму, но она не могла заменить ребёнку весь остальной мир.
Книга интересна тем, что не заканчивается избавлением пленников - всё только начинается. Главной героине предстоит как-то справиться с посттравматическим синдромом, а мальчику адаптироваться в мире, который гораздо опаснее и непонятнее маленькой привычной комнаты.
Автору удаётся передать весь трагизм несовпадения ощущений: мама, наконец, получила свободу и может вернуться к привычным для неё вещам - ребёнку необходимо усвоить множество новых правил и избавиться от чувства опасности.
«Я увидел мир и очень устал», - такова главная реакция мальчика. Вхождение в этот новый для него мир происходит очень маленькими шагами. Кроме прочего, это повышенное внимание со стороны охотников за сенсациями, что тоже не добавляет душевного покоя.
Финал символичен - прощание с комнатой - и вместе с тем открыт: неизвестно, удастся ли героям компенсировать душевную травму.
Книга была экранизирована. Экранизация высоко оценена: 2016 - премия «Оскар» за лучшую женскую роль (Бри Ларсон), номинации - лучший фильм (Эд Гини), лучший режиссёр (Ленни Абрахамсон), лучший адаптированный сценарий (Эмма Донохью).
Оценка 4,5/5