После величественных руин
Амфитеатра Гордиана , Археологический музей Эль-Джема (расположен по дороге в город Сфакс) воспринимается как тенистый оазис.
На контрасте и художественно-эмоциональное воздействие. Если Амфитеатр поражает своими размерами и высотой сохранившихся каменных стен, суровой эстетикой камня и выжженной поверхностью арены, то музей встречает ощутимой прохладой и относительным многообразием цвета.
Территория Археологического музея и прилегающей к нему виллы «Африка» не так уж и мала, но весь комплекс разбит на разнородные зоны, что создаёт иллюзию камерности и ограниченности пространства.
Вилла «Африка» пока не имеет самостоятельного музейного статуса, вход сюда через ворота Археологического музея (к слову, билет для посещения этого музея вместе с виллой и Амфитеатра - единый, талончик на фотосъёмку, которая оплачивается отдельно, также общий).
Под открытым небом можно любоваться отреставрированными мозаичными полами. Удивительно, что сохранность некоторых фрагментов позволяет рассмотреть прекрасные рисунки, хотя счёт идёт уже даже не на сотни лет - на тысячелетия.
Это единственная в мире отреставрированная и восстановленная с точностью 95% античная резиденция. Вилла известна как самый роскошный дом в Римской Африке.
Здесь можно получить представление о планировке зданий и системе водоснабжения. Розарий на фоне пальм и колючек выглядит настоящим чудом.
Двор, окруженный со всех сторон колоннадой (перистиль), украшен статуями, найденными на раскопках в окрестностях города. Здесь же находится памятник Траяну Марку Ульпию - римскому императору из династии Антонинов.
В залах музея можно посмотреть коллекции керамики, посуды, предметов быта, маленьких статуэток.
Но настоящий восторг вызывает собрание мозаичных полотен. Разумеется, ему далеко до богатейшей коллекции музея Бардо, но если это первое знакомство с музеями подобного рода, удивление и даже лёгкое потрясение обеспечены.
Огромное количество кусочков полудрагоценных камней, мрамора, известняка, щебня, смальты, сложенное в живописные изображения, смотрит на тебя со всех стен и с пола.
Ощущение взгляда не случайно. Потому что на мозаичных картинах люди и боги, животные и птицы.
Увиденное дробится на осколки и соединяется вновь. Ходить вдоль составленных из разноцветных фрагментов стен по узорчатому полу можно бесконечно.
Самые редкие древние изображения на полу огорожены, но в целом ты чувствуешь себя внутри этого древнего искусства, ощущая полное погружение и сопричастность.