Вышний Волочёк - город, за обилие каналов названный русской Венецией. Как утверждают справочники, общая длина набережных Вышнего Волочка 32 километра.
Прежде, чем оценить протяжённость береговых линий, мы вынуждены мысленно измерять расстояние от начала до конца перерезающей путь колонны. Вереница машин кажется бесконечной. Втиснуться внутрь потока нет никакой возможности.
Заезжаем в тихий дворик и, приткнув свою «шестёрку» рядом с местной легковушкой, отправляемся гулять пешком.
Расстояние до реки, куда хотели добраться, только казалось небольшим. Очень скоро становится понятно, что без транспорта его не преодолеть. Осматриваемся. Пытаемся просчитать, какое из направлений лучше выбрать. Заодно обозреваем окрестности.
Вызывает улыбку верстовой столб. Установленный на перекрёстке рядом с почтовым отделением, он сообщает расстояние до Москвы, Новгорода, Твери и Риги.
Предпринимаем вторую попытку прорваться сквозь автомобильный караван. Она оказывается более удачной: один из дальнобойщиков притормаживает и даёт проскочить в образовавшийся на миг просвет.
Казанский проспект ведёт к центру. Здесь находим Гостиный двор. Очертания торговых рядов отличаются от увиденных ранее разве что колером и размером. Всё те же длинные коридоры, колонны, несущие на себе кровлю, множество магазинчиков, тесно соседствующих друг с другом под общей крышей.
Паркуем машину возле памятника Ленину и, нырнув под арочный свод Гостиного двора, идём знакомиться с городом. Через один из проёмов видим купола Богоявленского собора. От торговых рядов его отделяет площадь.
Храм построен на острове, образованном рукавом реки Цны и Обводным каналом. Окружённый водой, белоснежный собор с золочёными куполами, несмотря на простоту архитектурного решения, выглядит торжественно и нарядно.
Церкви. Сколько их уже было на пути. А сколько будет ещё. Однако каждая имеет что-то своё, особенное. Эта запомнится могучим деревом, растущим рядом, и… поленницами. И то, и другое достойно отдельного внимания.
Кто бы мог подумать, что, обходя храм вокруг, мы обнаружим не сторожку или старинный могильный крест, а сложенные дрова. Тем не менее, зрелище достойно восхищения.
Догадываюсь, что такой способ укладки известен издавна, но ничего подобного ни я, ни сын ещё не встречали. Поленницы напоминают сено, собранное в копны: пара крупных посередине, несколько маленьких вокруг. А над всем этим дровяным изобилием высится дерево, основание которого проел огонь. Внутри обожжённого комля легко может уместиться стоящий в полный рост человек. Сложно оценить высоту живого природного памятника. Кажется, что крона, расти дерево чуть ближе к соборной стене, вполне сравнялась бы с куполом.
Спускаемся на набережную. Береговые склоны облицованы гранитом. По ту сторону канала - построенное в 1777 году здание магистрата с пожарной каланчой.
На углу Тургеневской и Осташковской деревянный двухэтажный дом, сохранивший удивительную резьбу в оформлении стен, наличников и карнизов.
Пытаемся найти путевой дворец императорской фамилии. Обнаруживаем здание архива. Дворец, судя по адресу, должен быть где-то по соседству. Массивная каменная ограда выглядит так, будто перенесла обстрел. То, что за ней скрывается, переживает не лучшие времена.
Здесь отдыхала императрица или где-то в другом месте, с уверенностью сказать невозможно. А вот необходимость ремонта не вызывает сомнений. Покружив вдоль забора и заглянув в приоткрытые ворота, возвращаемся.
Мимо каланчи, собора, парка с фонтаном, через торговые ряды - назад, к памятнику Ленину. Отсюда по городской окраине выезжаем на грунтовую дорогу, ведущую к Ново-Цнинской плотине.
P.S. Про Цну, её каналы и Цнинское (Вышневолоцкое) водохранилище я расскажу в другой раз, когда до буквы "Ц" доберёмся)