Раньше территорию Кремля окружала деревянная стена с одиннадцатью башнями. Сейчас ограды в привычном понимании нет вовсе. Архитектурный комплекс расположен на высоком берегу Волги и защищён от непрошеных гостей естественным образом - в оврагах протекают Каменный ручей и речка Шелковка. Мост, по которому идём, когда-то был подъёмным.
Вдоль дороги ряды коробейников. Наряду с привычными сувенирами предлагают, видимо, нечто ценное. И, возможно, не совсем легальное. Или дело в каких-то собственных приметах. Но моя непосредственность в использовании фотоаппарата встречена весьма недружелюбно.
Мостовая ведет в глубину кремлёвского парка. По сути, парком является вся территория - тенистые аллеи с лавочками и клумбами, каналами и рядами лоточников перемежаются с храмами и дворцовыми палатами. Здесь шумно, многолюдно, живо. Углич словно сохранил ауру старого города, когда крепостная стена защищала от внешней угрозы и позволяла вести жизнь, где было место прогулкам и торговле, политическим собраниям и молитве. Стены разрушены, а атмосфера не утрачена.
Оставляем позади выполненное по канонам классицизма массивное здание Городских присутственных мест и выходим к Спасо-Преображенскому собору.
Мемориальная доска сообщает о том, кто строил и расписывал храм. Это крепостные мастера во главе с Григорием Фёдоровым и живописец Тимофей Медведев с его артелью.
До недавних пор в соборе размещались музейные экспозиции, в настоящее же время это храм действующий. Здесь идут службы. В то же время открыт свободный доступ для туристов, разрешена оплаченная фотосъёмка (для этого нужно внести пожертвование в церковную лавку и получить вполне светский квиток). Смотритель, проверяющий как бы между прочим наличие разрешения, одет в гражданское платье, но его манера речи, жесты, осанка, специфическая причёска и окладистая борода не оставляют сомнений: передо мной церковнослужитель. Позднее узнаю, что между музеем и представителями РПЦ идёт жаркий спор о том, в чьём ведении должно находиться здание.
Рядом с собором колокольня. За полтинник с носа на неё можно подняться, чтобы оглядеть окрестности. Пренебрегая видом сверху, экономим.
Местный фотограф пополняет лексикон иностранцев двумя очень важными, на его взгляд, словами: «Углич. Водка». Видимо, первое помогает получить подходящих размеров улыбку, а второе выразить восторг и удивление. «Уууглииииич. Вооотткааа», - послушно тянет вся туристическая группа и хохочет от радости. Подсмотренная сцена весьма комична. Смех заразителен.
Перед нами одно из самых древних гражданских зданий Руси - палаты угличских удельных князей. Это красный каменный терем с восьмискатной крышей. Строгость стен, полностью лишённых каких-либо украшений, подчёркивает красоту высокого крыльца с резными колоннами и богатство узорчатого фронтона из терракотового кирпича. Табличка на фасаде сообщает о том, что именно здесь жил последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Чуть поодаль, на месте гибели царевича, построена церковь.
Церковь Димитрия «на крови» - своеобразная визитная карточка Углича. Храм стоит на мысу над Волгой и прекрасно смотрится с воды. Это первое, что видят туристы, подплывающие к городу на теплоходах. Впрочем, необязательно курсировать по реке, чтобы оценить красоту изящного пятиглавия, шатровой колокольни, обрамляющей окна лепнины. Голубые с золотыми крестами и звёздами купола, красные с белой отделкой стены надолго приковывают взгляд.
Ещё одна достопримечательность, которую находим на кремлёвской территории, весьма необычна. Это… старый трактор. Помещённый в клетку из сетки Рабица, он не содержит никакой сопроводительной информации, - кем и для чего сюда этот ветеран поставлен, нам неизвестно.
Наполненные новыми впечатлениями, возвращаемся к месту стоянки, чтобы пообедать.
После посещения Кремля мы ещё немного поколесили по городу и посетили два интересных музея, но о них я уже рассказывала.