В этот день на 6 декабря (по новому стилю) приходился Юрьев день в 1649, когда разрешенный в этот день переход крестьян от одного помещика к другому был окончательно отменен.
Сергей Васильевич Иванов,
«Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»
"Вот тебе бабушка: и Юрьев день"
Впервые фраза "вот тебе, бабушка, и Юрьев день» прозвучала при царе Федоре Иоанновиче, который подписал подготовленный Борисом Годуновым указ о "заповедных годах", когда уход крестьян на Юрьев день отменялся временно. Временное решение в конце концов стало постоянным.
Юрьев день - отмечается 26 ноября по старому стилю, по новому стилю приходится на 9 декабря.
В XVI-XVII веках приходился на 6 декабря.
День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, "георгос" по-гречески "земледелец").
В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово "объегорить" пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.
Разрешенный в Юрьев день уход от помещика
В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.
С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него.
В Судебнике 1550, изданном при царе IV Грозном, право "выхода" сохранилось.
Режим заповедных лет
"Заповедь " означает "запрет". По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"
Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян - 5 лет. Если же в течение "урочных лет" помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма "урочных лет" прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие "заповедных лет". Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.
Закрепощение крестьян
В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их "с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил".
Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права - все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян - бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.
В наибольшем выигрыше оказались дворяне, получившие право передавать поместья с крестьянами по наследству женам и детям.
С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра Первого) - сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты. За укрывательство беглого рекрута любого помещика ждало суровое наказание.
Государственные "черносотные" крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными.
В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства. Поскольку крепостные были только частично заинтересованы в результатах своего труда, сформировавшийся аграрный строй сильно уступал европейскому.
Крепостничество и горожане
Рядовые горожане, или "посадские люди", получили монопольное право торговли в городах, но их также непосредственно затронуло крепостное право. Теперь их переезд из города в город и даже из одной посадской слободы в другую в одном городе делался невозможным. Посадские люди, как и крестьяне, несли тягло (платили подати) общинно, на основе круговой поруки и долю ушедшего из слободы должны были выплачивать те, кто в ней оставался. Беглые посадские люди также подлежали бессрочному сыску.
Отсюда:
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/