Пенза - родина Махабхараты?

Sep 25, 2017 18:23

Оригинал здесь:http://zaryad-zhizni.ru/penza-rodina-mahabharatyi/


Этимология названия города Пенза, так же и реки Пенза, на берегу которой город расположен, остается дискутабельной. Название реки упоминается уже в «Книге Большого чертежу» (1627 г.), т.е. оно зафиксировано в письменных документах с XVII века.

М. Полубояров в книге «Мокша, Сура и другие» приводит следующие варианты происхождения названия реки, все, как на подбор, из уральских языков. Предлагаются следующие расшифровки: исходя из мордовской лексики: «пензо» - «его конец» (якобы край мордовских владений, а вовсе не то, что вы подумали), что не соответствует истине, т.к. мордва жила значительно южнее, на реке Медведице, а также «пенсаме» - «конец хода, до конца», «Пезнака» - «топкая, болотистая». Дальше начинаются совсем экзотика: из самодийских языков «пензя» - «высохший ручей», вариант П.В.Зимина «пе» из нененецкого и коми «пересыхающий» плюс «иза» из прамарийского «ручей, речка». Иначе, как словесной эквилибристикой это назвать нельзя.
Сам М.Полубояров считает, что слово «Пенза» происходит от мордовского личного имени «Пиянза, Пьянза». Такое имя известно, М.Полубояров приводит документ от 1508 г., где упоминается некий «Шабала, Пьянзин сын, мордвин». Это имя упоминается в мордовских исторических песнях: «Имя отца моего … Пиянза», а также в фольклоре. На основании этого М. Полубояров предполагает, что некий мордвин Пиянза в историческое время высокого средневековья (не позже 15 века) имел личные владения по берегам речки, которая стала называться его именем. Однако, что значит мордовское личное имя Пиянза? «Его конец»? (один ты чем-то недоволен, Бычий Уд). У мордвы были имена с таким значением? Если этимология имени из мордовского сомнительна, (а она в высшей степени сомнительна), из этого вытекает единственный вывод: имя не мордовское, а заимствованное из другого языка.
Второе возражение: часто наименования рек восходят к языку первых насельников данной местности. Пришельцы, не зная значения слова, придумывают этиологический миф, что название дано по имени мифологического персонажа. Такой этиологический миф следует подозревать, коль скоро значение имени данного персонажа невозможно объяснить из языка народа, придумавшего данный миф, либо объяснение уж очень натянутое, как в случае с «Его Концом» - Пиянзой. Скорее можно предположить обратное заимствование: мордва, поселившаяся на берегах реки Пензы - Пиянзы обрела мифологического отца-основателя Пиянзу, а вместе с ним и личное имя.
Следует обратить внимание на тот факт, что кроме реки Пенза в Среднем Поволжье имеются и другие топонимы с близким звучанием: местность Пензина поляна, река Пенделка, река Пизяевка, река Пензятка в Пензенской области и другая Пензятка в Мордовии (приток реки Инсар), реки в Нижегородской области: Пекса (впадает в Сережу), Пекшать, Панзелка и Пандус, реки в Тамбовской области: Сухая и Мокрая Панда, река в Самарской области: Падовка. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что в данном регионе жил народ, возводивший свое название к легендарному Пензяю, как к родоначальнику. Память об этом народе осталась в местных топонимах, и не только, о чем ниже.
Итак, название реки Пенза, скорее всего, появилось раньше, чем первые носители мордовского языка пришли в Среднее Посурье.

Архелогия.
Пензенский край и территория города Пензы были заселены людьми сразу после ухода ледника, что соответствует эпохе мезолита (средний каменный век, X-VI тыс. до н.э.) В это время древний бореальный праязык, который сформировался в конце палеолита - начале мезолита, дал начало трем языковым ветвям: раннему индо-европейскому праязыку, ранне-уральскому праязыку и раннему алтайскому праязыку. В последующем из ранне-индо-европейского праязыка произошел арийский праязык, прямым наследником которого является русско-славянский. Уральский праязык - предок т.н. фино-угорских языков (в т.ч. мордовского), а алтайский праязык согласно официальной версии - предок тюркских языков, в т.ч. татарского.
Во II тысячелетии до.н.э., т.е. в неолите (новый каменный век) территорию нашего города заселили племена т.н. волосовской культуры, которые были прямыми потомками бореалов эпохи мезолита. Предполагают, что «волосовцы» говорили на уральском праязыке. В это же время юго-западнее формировалась срубная культура, которая, как предполагают, говорила на ранне-индоевропейском праязыке. В эпоху бронзы, т.е. во II - I тысячелетии до н.э. «срубники» вытеснили «волосовцов», и территорию г. Пензы заселили племена, которых соотносят с ариями, потомками ранне-индоевропейцев. Это представители абашевской и катакомбной культуры, причем керамику «катакомбовцев» обнаружили лишь в Ахунском городище, а вот абашевцы оставили множество городищ, в т.ч. на Барковке, Целибухе, Калашном затоне. На Барковке обнаружена медеплавильная мастерская, где отливали ножи, топоры, шилья, украшения.
С середины первого тысячелетия до н.э. территорию Пензенской области заселяют народы «городецкой культуры», которую считают «протомордовской», в районе Пензы протомордва зафиксирована с III века н.э. (Ахунское городище). В VIII- X веках на территорию Пензы приходят народы красно-коричневой керамики, которых соотносят с буртасами. Язык буртас неидентифицирован. В это же время население будущей Пензы активно взаимодействует как со славяно-русскими государствами т.н. Киевской Руси, так и с тюркской Волжской Булгарией. Археологические находки Золотаревского городища свидетельствуют о значительном славянском элементе в этническом составе этого государства, найдены также артефакты, относящиеся к аскизкой культуре Западной Сибири, т.е. государство было полиэтничным. Согласно официальной версии государство пало в результате завоевания ханом Батыем в XIII веке, территория была присоединена к Золотой Орде, буртасы перешли на тюркский язык и слились с татарами, славяне исчезли, и лишь мордва пережила годы лихолетья, оставшись сама собой.
Таким образом, начиная с древнейших времен, когда земля Пензенской области освободилась от ледника, территория была постоянно заселена, что обеспечивало передачу названий рек от предков к потомкам. Считать, что абашевцы - арии все до единого исчезли, и пустое пространство заселили протомордва «городецкой культуры» - абсурд. Гораздо логичнее предположить, что происходили процессы взаимослияния и ассимиляции, «абашевцы» явились субстратом для «городецкой» культуры, что доказывается арийскими элементами в верованиях мордвы.
Мордовский миф о неком «Пензяе» - хозяине Пензы можно датировать приходом протомордвы - представителей «городецкой» культуры в пойму реки Пензы, где они восприняли название реки от субстратного населения - абашевцев-ариев. Таким образом, название реки (и города) Пензы следует этимологизировать из арийского языка, прямым наследником которого является санскрит.

Лингвистика и семантика
Исходным значением сочетания звуков П-Н (С) в бореальном праязыке было пясть, кулак, пальцы на ладони. Корень сохраняется в санскритском «пантш», древнеславянском «пясть». Семантическое расширение в других языках шло по линии «ухватить», отсюда значение в мордовском языке «трясина, болотистое место», в греческом «понт» - пучина. Другое смысловое расширение: работать (орудием, зажатым в руке), отсюда значение пест (колотушка) и далее «песок» (то, во что превращается размолотое пестом). Дальнейшее семантическое расширение, дает нецензурное наименование женского полового органа, а затем переосмысление в форме диалектного наименования ложбины, которую прорывает река.
Однако более продуктивным оказалось смысловое расширение в сторону числительного «пять» - количество пальцев на руке. Данное значение прочитывается в известных географических объектах: Пальмира (древний город в Сирии, от «palmares» - пятерня по-латински), Пенджаб - Пятиречье - область в Северной Индии, Панджер - Пять Львов - река в Афганистане, приток Инда, Пяндж - Пятерица - река в Ср.Азии (верхнее течение Амударьи).
Понятие «пяти пальцев на руке» абстрагируется в понятие «бесконечного множества», число «пять» выражает всеобъемлющий характер чего-либо, что передается корнем «пан», (пандемия - эпидемия, охватившая весь мир, пантеон - все множество богов). Скифы присылают Дарию пять стрел, как знак того, что весь скифский мир ополчился на персов. Будучи символом объединения, сочетание «п-н-т», начинает приобретать значение «исходника», той точки, куда сходятся все пути-дороги, как физические, так и метафизические, «пойнт» - точка,
Символика, связанная с наделением особой святостью число «пять», сложилась до выделения арийцев-индоевропейцев из бореальной працивилизации, она имеет универсальный характер и встречается у всех народов Северного Полушария. Одно из древнейших изображений пентаграммы (пятилучевой звезды) найдено в шумерском городе Уруке и датировано 3 500 годом до н.э. Евреи наделяют священным значением Тору - Пятикнижие Моисея
В религии ариев пятерка также имела священное значение и фигурировала в значении «всеохватности»: пандит - ученый (познавший все на свете), панча-махаяджана - пять великих жертвоприношений, панча тантра - Пятикнижие, Панча Ратра - священная книга вишнуитов, Панча Шикха - «завязавший волосы в пять узлов», что символически обозначает «стоящий на вершине познания» - имя риши (мудреца), Панча Нада - Пятиречье, особо священное место впадения рек в Инд, Панча Вата - пять смоковниц - место обители Рамы. Вездесущий бог Шива проявляет себя в пяти главных манифестациях, поэтому его часто изображают пятиликим, в качестве жертвы Шиве преподносят «пять даров коровы», в раю дворец Вишну окружают пять озер, а сам Вишну имеет десять (2х5) аватар, т.е. перевоплощений.
Таким образом, первичное значение слова «Пенза» восходит к бореальному «Пента», что означает «Рука с пятью пальцами» - «Пятерка», а также «Всеобъемлющий».
Особое значение приобретает цифра «пять» в индуистком героическом эпосе Махабхарата, которая считается «пятой» Ведой в Индуизме, т.е. как бы «завершающей», дополняющей до совершенства религиозную концепцию ариев.

Махабхарата в Среднем Поволжье
Героический эпос Махабхарата рассказывает о борьбе пяти братьев Пандавов за верховную власть на древней прародине ариев, которую называют «долиной пяти (озер)» - Саманта Панчака, а также полем Курукшетра.
Содержание эпоса следующее: потомки легендарного прародителя Куру правят народом кауравов, впрочем эпос закрепляет определение Кауравы за старшей династией, которую возглавляет Дхритараштра. Младшим братом Дхритараштра является Панду, чьи потомки именуются Пандавы. У царя Дхритараштры рождаются сто сыновей, старший из которых Дурьйодхана. Царь Панду имеет двух жен, первая Кунти, (другие имена Притха, Мадхави), ее отец царь ядавов Шура (Сурья?), вторая жена Панду - Мадри, царевна из народа Мадров. По причине проклятия царь Панду не мог иметь детей. Кунти с помощью заклинания зачала от богов и родила трех сыновей: Юдхиштхиру от бога справедливости Дхармы (Ямы), Бхиму (Бхимасену) от бога ветра Ваю, Арджуну от бога грозы Индры. Мадри с помощью того же заклинания родила от близнецов Ашвинов (боги утренней и вечерней зари) тоже близнецов Накулу и Сахадеву. Царь Панду умирает согласно проклятию, вместе с ним на погребальный костер идет Мадри. Впоследствии Пандавы (все пятеро) женятся на дочери царя Панчалов Драупади, которая также носит имена Кришна (Черная), Панчали (по народу, где царствовал ее отец), Яджнасени. В результате разного рода интриг Кауравы изгоняют Пандавов из царства, те набирают войско, чтобы вернуть себе царскую власть. Финальное сражение состоялось на поле Курукшетра, где погибли все кауравы и все войско пандавов. Особенно ярким был поединок между Арджуной и его сводным братом, внебрачным сыном Кунти от бога Солнца Сурьи Карной, где Карна погиб. По итогам сражения царство Куру досталось Пандавам.
Исследователи эпоса считают, что в основе героического сказания легли предания о реальных войнах между близкими по языку арийскими народами куру и панчалов, завершившихся победой панчалов. Астрологические вычисления индийских средневековых авторов датируют события эпоса рубежом II и I тысячелетия до н.э., т.е. временем бытования на территории Среднего Поволжья абашевской и катакомбной культуры. В этом же времени относится проникновение с севера народов «городецкой» культуры, т.е. протомордвы.
Исследования С.В.Жарниковой позволяют отождествить «страну Куру» с территорией Среднего Поволжья. Так Ганга отождествляется с рекой Волга, Ямуна - с Окой, Синдхи (Инд) - с Доном. Множество рек, упомянутых в Махабхарате поныне носят те же названия. Кроме того в топонимах Среднего Поволжья сохранились имена героев эпоса: так в Мордовии течет река Карнай (приток Инсара) - что тождественно эпическому Карне сыну Сурьи, река Кундала в Нижегородской области тождественно народу Кунтала, упоминаемого в Махабхарате и близко к имени Кунти, матери Пандавов. Другое ее имя Притха, созвучно наименованию реки Пра. Имя Драупади, общей жены Пандавов, почти тождественно наименованию реки Днепр. Следует добавить к этому списку местечко Ахуны близь Пензы (Панду), которое можно отождествить с Арджуной (Ахурой).
В одном из сказаний Махабхараты рассказывается о том, как царь панчалов изгнал из страны Куру правителя кауравов Самварана на реку Синдху (Дон). Затем кауравы отвоевывают свою страну у панчалов. Судя по всему, страна Куру, откуда кауравы бегут на Дон, находилась севернее, т.е. это территория нынешней Пензенской области с сопредельными областями, подтверждением чему служат многочисленные топонимы с корнем «Пенз - Панд». К северу от народа Панчалов - Пандавов находится народ Мадри, откуда царь Панду взял себе жену с тем же именем. Этот народ вполне можно отождествить с нынешней мордвой.
Согласно Махабхарате страна Куру расположена на поле Курукшетра, которая локализуется между Гангой и Ямуной, т.е. в Волго-Окском междуречье. Данная территория точно совпадает с местонахождением абашевской археологической культуры, что позволяет идентифицировать «абашевцев», как народ, тождественный народу, создавшему Махабхарату.

Заключение.
Народ, известный как «абашевская археологическая культура» с большой долей вероятности является создателем эпоса Махабхарата, который был сохранен ариями, переселившимися в Индию. Данный народ возводил свое происхождение к Священной Пятерице - Панду, отражением чего явились пятеро братьев - божественных сыновей. То, что Пятеро были едины доказывается тем, что они были женаты на одной жене, причем этот миф был настолько стоек, что сохранялся в жестко-патриархальной среде ведических ариев Индии. Жена Пятерых, которой они сообща владели, в метафорическом смысле является Землей, что доказывается ее эпитетом Кришна - Черная.
Название реки Пенза - Пента восходит к Священной Пятерице героев Махабхараты Пандавам - сыновьям Панду и, видимо, относится к Священной Прародине Панду. При своем движении на юг и восток «абашевцы» несли с собой предание о Священной Пятерице и в тех местах, где обретали новую родину, оставляли топонимы, напоминающие о древней Прародине. Так появились Пальмира, Пяндж, Панджер, Пенджаб.
Часть «абашевцев», смешавшись с «городецкой» культурой протомордвы передала им предание о герое-первопредке Панду, который в мордовской огласовке стал Пензяем. Стойкая легенда, привязывающая Пензяя, как первопредка к реке Пензе, а также найденное археологами «абашевское» городище на Барковке (вблизи реки Пензы) позволяет предположить, что название реки восходит к арийскому герою Махабхараты Панду и является Священной Прародиной ариев. Пенза - Панду - Пятерица имеет сакральный смысл объединения в себе всего множества народов, слияния в гармоническом единстве, объединенных любовью к своей Земле, подобно пятерым Пандавам, любившим одну Кришну-Драупаду.
Таким образом «абашевская» культура обретает забытое имя - Пандавов, а Пензенская земля - древнюю историю, уходящую во 2 тысячелетие до н.э.

история

Previous post Next post
Up