« Мать просматривала остальные письма. Одно было от мадам Милицы, но с ним надо было ждать до возвращения профессора; он один легко читал загадочные письменные знаки Милицы. Открытка - китайская поздравительная карточка, красная с золотом, - поздравление с Новым годом, на адрес Матери.
Обычно Тянцзин праздновал Новый год в четыре приема. Серия новогодних празднеств открывалась ранней осенью. Евреи праздновали свой Новый год. Это был шумный и нарядный праздник, но он не поднимал на ноги всего города, так как евреи были немногочисленны в Тянцзине. Они ходили в гости большими группами, окликали знакомых и приветствовали их, крича через всю улицу, говорили очень оживленно и очень долго и очень много. Но все же их праздник Нового года оставался их личным делом.
Следующим был Новый год первого января; приготовления и празднование занимали около недели, когда все оживало, покупая и продавая, угощая и угощаясь, танцуя и глазея на танцующих. Его праздновали все иностранные концессии и только официально-административная часть населения среди китайцев и японцев.
Четырнадцатого января праздновался старый русский Новый год, ибо эмигранты, в большинстве, считали Новый год первого января революционным; к тому же он и падал на рождественский пост, а кое-кто и постничал, в общем, были причины для непризнания. Этот русский Новый год по старому стилю протекал больше в разговорах. Угощали не столько «вином и елеем», сколько прекрасными воспоминаниями, но и в них, как известно, есть своего рода опьянение.
Наконец наступал Китайский Новый год. Он, как известно, не имеет определенной даты. Население принимает эту все меняющуюся дату на веру. Этот Новый год начинается в один из дней в промежутке между концом нашего января и началом нашего марта. Рождается он от движения небесных светил и существует специально для агрикультурных целей. Астрономия, Весна, Религия, Традиция и Суеверие определяют, когда ему можно родиться на свет.
Этот праздник, живописный, шумный, со множеством старинных обычаев, можно сказать, потрясает Китай ежегодно. Пирует китаец, обычно очень экономный, прилежный, на редкость трудолюбивый, как муравей. Для многих - это единственный праздник в году. Празднуют его сразу все 450 000 000 китайцев, которым обычай предписывает производить возможно более шума в целях отогнания злых духов. Продолжительность празднования зависит от средств: бедняк празднует от одного до трех дней, богач же - два-три месяца."
Отрывок из книги Нины Федоровой "Семья". Пришли мне сегодня книги Нины Федоровой по почте.
Книга "Семья"- потрясающая книга! Всем рекомендую почитать. Курсивом в отрывке я выделила текст, которого почему-то нет в книге. Но он есть в ее издании "Роман-газета" для юношества" 1989 года.
"…Знакомый и редкий читательский эффект, о котором говорит Пушкин: открыл некую книгу и зачитался: «Вот как надобно писать!» (письмо А. О. Ишимовой 27 января 1837 года).
В 1979 году я оказался в США и решил найти Нину Федорову. Находясь в нью-йоркской гостинице, набрал телефонный номер. В Нью-Йорке был уже вечер, в Сан-Франциско еще день - на три часа раньше.
Трубку сняли так скоро, словно моего звонка ждали. До сих пор у меня в ушах звучит, как мне казалось, бодрый, хотя и немолодой голос: «У меня еще и рассказы есть… рассказы».
Наш разговор состоял преимущественно из моего письма. Иначе говоря, я почти слово в слово произнес то письмо, которое давно адресовал автору «Семьи», но только не знал, куда же его послать: «Разрешите выразить Вам восхищение Вашим романом „Семья“. О книгах неудачных иногда говорят, что это не только плохая книга, но и плохой поступок. О Вашей же „Семье“ можно сказать: прекрасная книга и благородный поступок! Считаю своим патриотическим долгом сделать Вашу книгу известной у нас в стране…»
При чтении «Семьи» мне казалось, что книга написана одной из трех чеховских сестер Прозоровых. Или, может быть, Аней из «Вишневого сада». Одним словом, кем-то вроде тех чеховских персонажей, что с настойчивостью вопрошали будущее: «Если бы знать! Если бы знать!» И вот пришло время - они узнали…
Что же они узнали? В «Семье» об этом говорит эпиграф из Тютчева: «…есть и нетленная краса». Что же это за краса? В чем она выразилась? В людях: выпавшие на долю изгнанников испытания исторгли из их душ все самое лучшее, заложенное наследственно, воспитанием, традицией - в смысле стойкости, человечности, порядочности, жизнеспособности. .........
.......«Есть и нетленная краса», - повторим еще раз и вслушаемся в это "и". Отбор нетленного произведен в составе красы. И кто уже прочитал «Семью», тот, наверное, обратил внимание на слова, где содержатся итоги отбора: «Как и в каждой хорошей русской семье, ее члены были нежно привязаны друг к другу, всегда готовы пожертвовать собой ради общих интересов. Другой национальной чертой была в них особая полнота духовной жизни, трепетный интерес к людям и к миру, в котором они жили. Их интересовали все общечеловеческие проблемы, поэзия, музыка, отвлеченные вопросы духовной жизни. Русский ум отказывается посвятить себя только личным интересам или вопросам одной текущей жизни. Он стремится обосноваться на высоте и оттуда иметь суждение о жизни».......
......Наконец, патриотизм. Чувство Родины для всех членов Семьи стало проблемой, и другой такой книги, как роман Нины Федоровой, об этом читать мне не приходилось. А я, как уже сказано, прочел довольно много эмигрантской литературы и ничего более честного, умного, проникновенного и художественно-талантливого не читал, включая книги писателей несравненно более известных, чем автор «Семьи».
Дмитрий Урнов.
Дорогие друзья, поздравляю вас со Старым Новым годом!
Желаю вам здоровья и всего самого светлого и доброго!