О людях, которые играют в игры.

Oct 28, 2014 20:19

Давно собираюсь написать свои впечатления по поводу книги Эрика Берна и много воды утекло с момента последнего чтения книги (уже как год), но если, я собралась систематизировать мои мысли и постараться показать мое видение этой теории, то быть этому посту. Многие мысли покажутся размытыми, может даже не логичными, слишком уж долго я тянула со статьей, и  книги под рукой нет (она у родителей на данный момент). Заранее прошу прощение.

Этот пост по большой части касается второй части книги "Люди, которые играют в игры", первая часть "Игры, в которые играют люди", очень интересна и сильна   в своей узкой специализации, но я восприняла ее как материал, заслуживающий внимания, не более того. А вот вторая часть (о которой и будет весь мой пост) помогла осознать некоторые аспекты жизни человека и понять мотивы действий и поступков многих людей. Да, возможно, Берн не имел в виду, все то, о чем я здесь напишу. Возможно, я додумала многие мысли, но в итоге получилось то, что получилось.

Центральная идея теории - сценарий жизни, жизненный план, по которому человек руководствуется в своей жизни. Как свод инструкций и правил, как надо поступать в непредвиденной ситуации и решать глобально важные жизненные проблемы (это грубо говоря). Создается этот план под воздействием родителей, точнее на родительском программировании, это дает цель жизни, объяснение и организацию своего времени.

Сценарий зарождается с раннего детства, с примитивной формы, круг ролей ограничен, это то, что его окружает. Это можно понять, наблюдая за детьми в детском саду, игра одна, но роли всегда отражают обстановку дома - "дочки-матери", "жених и невеста" - проявляются первые формы сценария, точнее примеряются основные роли в игре. В раннем детстве каждый решает, как он будет жить и как умрет, повседневное поведение может быть обманчиво, но важнейшие решения уже приняты: человека какого типа он выберет в супруги, в какой постели умрет и кто будет в этот момент с ним рядом. То есть, каждый выбирает себе судьбу сам.

Звучит безумно, знаю, но! Почему люди поступают неконструктивно? Почему жена алкоголика не подаст на развод? Почему бездельник, ноющий о нехватке средств на существование, не пойдет работать? Что, например, мешает одиночке полюбить другого человека?

Сценарии это то, что наметил человек в раннем детстве, а жизнь то, что происходит в реальности. Ход жизни определяет наследственность, влияние родителей и внешние обстоятельства. Отсюда сценарий требует: родительских указаний, соответствующего развития личности, решения, принятого в детстве, реальной заинтересованности в соответствующем методе успеха или неудачи, правдоподобия.

Когда родители постоянно твердят ребенку - не мешайся, у тебя не получится, ты не сможешь, это становится основным механизмом деятельности человека. В школе он троечник, ведь установка на пятерку не потянет - "у меня не получится быть отличником, нет шансов и стараться", потом он идет на работу, которую он будет ненавидеть, об университете он даже и не думал, это за гранью его понятия жизни, семья - обычно спутника выбирают по аналогу родителей, не в плане внешности, а в плане похожести сценариев (подойдет ли он на роль моего спутника в моем сценарии жизни - "не мешать мне быть неудачником, может даже помогать мне в этом").

Есть роли, как я их называю (может и в книги они так назывались, не помню)  - победители и побежденные. Зависит от предсказуемого финала - это про то, в какой постели он умрет, то есть получишь ли ты того, о чем мечтал, или у смертного одра будешь сожалеть о упущенных возможностях. Предсказуем он потому, чтобы человек имел оправдание для своих поступков. Я неудачник и это доказывает мною прожитая жизнь. Победитель добивается, чего хочет, это не обязательно могут быть деньги, это может быть что угодно - слава, знания, семья, уважение и т. д.

Сцены сценария мотивированны и подготовлены заранее. Пример сцены неудачника - уволили с работы за опоздания, причем было сделано немало замечаний и предупреждений. Это лишь оправдание для человека, по общему сценарию которого, он безработный, сидящий на шее жены. Причем жена не понимает, как мужа увольняют с работы, но она жалеет его и ободряет после очередного увольнений, но это уже входит в ее сценарий - сценарий спасительницы, заботливой жены и матери.

Жить против сценария сложно. Отлично в книге приведена аллегория - человек в клетке (клетка это сценарий), даже если дверца открыта, человек не выйдет, так как в клетке все знакомо и привычно, он получает еду и питье.  И когда вы пытаетесь навязать свой сценарий (возможно, победителя), человеку, он будет оправдываться, отрицать, возможно, даже согласится, при этом сочиняя "если бы условия были другими", но ничего кардинального в его жизни не изменится, потому что его мотивы далеки от ваших. В этом и заключается основное понятие человеческой сущности, в этом мое главное открытие.

Но не все так печально, есть верхний предел -  индивидуальные стремления. Те самые внешние обстоятельства, индивидуальное развитие личности, творчество, проявление успехов в новой сфере. Это теория может не затрагивать отдельных людей, но на мой скромный взгляд, многие живут по сценариям жизни.

мысли, Размышления., Разглагольствования ни о чем.

Previous post Next post
Up