Николай Рябушинский. Голубая роза и Золотое руно

May 31, 2023 10:00

Искусственные параллели по средам



И всё-таки экстравагантный русский меценат Николай Рябушинский - известный московский кутила и прожигатель жизни, вошёл в историю искусства, и даже удостоился отдельной выставки, по задумке организаторов и кураторов только ему посвящённой. В Доме русского зарубежья до 17 сентября проходит такая выставка, где Николай Павлович Рябушинский (1877-1951), потомок богатейшего купеческого рода, представлен в фотографиях, документах, произведениях - не только как меценат, издатель и редактор литературно-художественного журнала "Золотое руно", но и как художник.



Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского. Невероятное желание созидать, гедонизм и упрямство вкупе с выдающимися финансовыми возможностями позволили ему создать уникальное явление культуры - журнал "Золотое руно". И организовать в 1908-1910 годах три выставки московских символистов "Голубая роза" (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам как художник. Он был личностью, благодаря чутью которой рождались новые горизонты в культуре как русской, так и общеевропейской. Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных "предприятий", его цель, абсолютно искренняя, была в другом - пропагандировать русское современное искусство.
"Мой журнал будет везде - и в Японии, и в Америке, и в Европе"



Кроме того, Дом русского зарубежья совместно с галереей Веллум  выпустили книгу искусствоведа Любови Агафоновой "Николай Рябушинский: «Голубая роза» и «Золотое руно". Истоки и продолжения». С небольшим отрывком из этой книги можно познакомиться в журнале www.forbes.ru:
Шалый барин добыл «Золотое руно»: как Николай Рябушинский вошел в историю искусств



"Николай Рябушинский настолько хотел быть причастным к созиданию, так яростно пытался творить, самоуверенно и искренно веря в свой талант, что иногда из-под его пера или быстрой кисти выходило нечто яркое и захватывающее. Во всяком случае небезынтересное. Даже его сановный недоброжелатель князь Сергей Щербатов признавал, что в Рябушинском была заложена «какая-то сумбурная, но несомненная талантливость»."



"Золотое руно" - журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово, обозначить целое направление в искусстве и, более того, поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов. Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского, - история могла бы сложиться иначе. Действительно, на выставке «Салон "Золотого руна"» в 1908 году наряду с работами участников "Голубой розы" были представлены полотна импрессионистов и фовистов в тот период недооцененные на их родине, во Франции. Компанию русским символистам в выставочных залах составили работы Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена. Именно на этой выставке знаменитое "Ночное кафе в Арле" Винсента Ван Гога было куплено Иваном Морозовым. Большой интерес вызвали представители французского художественного авангарда - фовисты: Андре Дерен, Кес ван Донген, Альбер Марке, и грядущие гении ХХ века - Анри Матисс и Пабло Пикассо. Все они в скором времени заинтересовали крупных и с недавних пор так хорошо известных собирателей.



Подробнее я уже писала о Николае Рябушинском , журнале "Золотое руно" и вилле Чёрный лебедь , на которой мы побывали в надежде найти остатки былой роскоши.



Знаменитая вилла была построена в 1909 году по проекту архитекторов В.Д. Адамовича и В.М. Маята.





А шикарные интерьеры виллы можно увидеть теперь только в экспозиции на исторических фотографиях из коллекции Дома русского зарубежья.



Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке, 1909-1910. Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке, 1909-1910. Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Чёрный лебедь". Лестница Людовика XIV, 1909. Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Чёрный лебедь". Ореховая лестница над Японским камином, 1909. Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Чёрный лебедь". Интерьер первого этажа. Москва, 1910-е. Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла Чёрный лебедь. Полуденная гостиная, 1909.  Фото: Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Чёрный лебедь". Интерьер комнаты, 1910-е. Фото. Собрание дома русского зарубежья



Вилла "Чёрный лебедь". Кабинет Рябушинского. Фото: Собрание дома русского зарубежья

Далее представлены живописные произведения Николая Рябушинского. Сюжеты его картин близки поэзии символистов.





Николай Рябушинский. Натюрморт с черепом, 1920-е. Картон, масло. Частное собрание

После революции Николай Рябушинский работал оценщиком антиквариата. В 1922 году эмигрировал, в 1924-м открыл антикварный магазин на авеню Клебер на Елисейских полях в Париже; имел филиал магазина в Биаррице, а затем магазин в Монте-Карло.



Н.П. Рябушинский. Автопортрет. Рисунок. Франция, 1923. Собрание Дома русского зарубежья



Николай Рябушинский. Лилии, 1930-е. Картон, масло. Частное собрание



Николай Рябушинский. Дары Помоны, 1930-е. Картон, масло. Частное собрание



Николай Рябушинский. Рай, 1933. Картон, масло. Частное собрание



Николай Рябушинский. Сад Афродиты, 1930-е. Картон, масло. Частное собрание



Николай Рябушинский. Ночная сказка, 1930-е. Холст, масло. Частное собрание



Николай Рябушинский. В саду, 1931. Частное собрание

В Продолжении - работы художников-символистов, созданные в 1890-1920-х годах, в том числе во время выхода в свет журнала "Золотое руно" и проведения одноименных выставок. Особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки "Голубая роза": Михаилу Врубелю, Виктору Борисову-Мусатову, Павлу Кузнецову, Николаю Крымову, Сергею Судейкину, Николаю Сапунову, Артуру Фонвизину.



Слева направо: П. Уткин, В. Половинкин, М.Сарьян, П.Кузнецов, М.Кузнецов. Московское училище, 1903
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

русские художники, Николай Рябушинский, символисты, меценаты, выставки

Previous post Next post
Up