Неоромантики. Выставка в Париже

May 17, 2023 10:30


Искусственные параллели по средам



До 18 июня в Париже в музее Мармоттан-Моне (Musée Marmottan Monet) проходит выставка "Неоромантики, забытый момент современного искусства. 1926-1972". Выставка посвящена истории возникновения и развития одного из первых постмодернистских движений, которое ознаменовало собой начало возвращения к фигуративности. К основным чертам неоромантизма можно отнести: связь с традициями романтизма, реакцию на натурализм и крайности декадентства, веру в сильную, яркую личность, единство мечты и действительности.
Неоромантики - это американцы, русские, итальянцы, англичане, французы, голландцы, греки. Впервые собравшись в Париже в 1920-х годах, они участвовали в американской, английской и итальянской арт-сцене, создавая мосты между Пикассо, сюрреализмом и фигуративным искусством XX века. Они творили не только в живописи, но и в моде, балете, опере и литературе. Каждый художник, представленный в экспозиции, имеет своё лицо, их стили и сюжеты различны. Однако во всех этих работах есть общий знаменатель. В центре этих картин находится человек.



В центре - 5-й стоит Серж Лифарь, у мольберта сидит Кристиан Берар, за ним - 10-й Павел Челищев, в салатовом балахоне сидит Гертруда Стайн



Фрэнсис Роуз. Ансамбль, 1938. Холст, масло. Выставлена в 1939 году в Le Petit Palais Musée des Beaux Arts, Париж

В экспозицию вошли свыше ста работ художников-неоромантиков из частных и государственных коллекций. Среди представленных на выставке художников значительное место отведено русским американцам, получившим признание уже в эмиграции. Это Павел Челищев и братья Евгений и Леонид Берманы. Челищев и его полотна стали известны в США гораздо раньше, чем в России. Ещё в 1942 году состоялась его персональная выставка в нью-йоркском Музее современного искусства. Карьера Евгения и Леонида Берманов, учившихся у французских символистов, также сложилась уже после отъезда из России.



Верхний ряд, слева направо - Кристиан Берар (1902-1949), Кристиан Тонни (1907-1977), Евгений Берман (1899-1972), Леонид Берман (1898-1976), Павел Челищев (1898-1957). Нижний ряд - Эдит Ситуэлл, Жан Кокто, Гертруда Стайн, Жорж Юнье, Артур Эверетт

Братья Берманы родились и выросли в Санкт-Петербурге. С 1920 года жили во Франции, учились в Академии П. Рансона. В 1926 году вместе с Петром Челищевым выставлялись в галерее Druet. Эта выставка, по декларации участников, должна была открыть новое направление в живописи - неогуманизм (неоромантизм).



Слева - Евгений Берман. Закат (Медуза), 1945

В 1935 году Евгений уехал в Нью-Йорк, где часто выставлялся в галерее Жюльена Леви (как и Леонид после войны). В Америке Евгений стал известен как художник-постановщик балета и оперы. После самоубийства жены в 1955 году он переехал в Рим, где принцесса Дориа-Памфили предоставила ему квартиру и студию в крыле своего палаццо на виа дель Корсо. Евгений Берман продолжал рисовать в Италии до своей смерти в 1972 году.



Работы Евгения Бермана. Слева - Сцена из жизни богемы,1936

Работы Евгения представляли собой пейзажами со скульптурными и архитектурными элементами, часто руинами, выполненными в неоклассической манере, тогда как на картинах Леонида часто изображены пляжи с рыбацкими лодками и сетями.



Внизу - Евгений Берман. Снег, 1928

Леонид Берман после оккупации Парижа скрывался, был арестован жандармерией и отправлен в трудовой лагерь. С 1946 года жил в США, выставлялся в Нью-Йорке, умер в 1976 году в Америке.



Леонид Берман. Соляные прииски, 1931

Середина 20-х годов прошла в творчестве Челищева под знаком неогуманизма (неоромантизма).





Павел Челищев. Автопортрет, 1924

В Париже Павлу Челищеву помог случай: его натюрморт "Корзинка клубники" очень понравился Гертруде Стайн, которая в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах. Между художником и писательницей завязалась дружба. Стайн покровительствовала ему, помогала деньгами и ввела в свой салон, куда были вхожи лишь самые известные и талантливые представители нового искусства. С 1925 года Челищев участвовал в ежегодных салонах художников - в частности, в Осеннем салоне, а в 1926-м экспонировался на первой выставке группы неогуманистов в галерее Druet.



Работы Павла Челищева. Персонаж, 1927. Обнажённые мужчины, 1920. Без названия, 1930

В Париже Челищев продолжил и театральную деятельность.



Впоследствии Евгений Берман и Павел Челищев стали важными фигурами на итальянской художественной сцене шестидесятых годов, воссоединившись с де Кирико и его братом Альберто Савинио.



Павел Челищев. Обнажённая (Портрет Эдалжи Диншо), 1940. Доска, гуашь.



Слева - Павел Челищев. Интерьерный пейзаж, 1947. Солнце, 1945



Павел Челищев. Лошадь, 1956



Кристиан Берар - французский художник, иллюстратор и художник по костюмам, впервые выставил свои работы в 1925 году в Galerie Pierre. Впоследствии он сотрудничал с Жаном-Мишелем Франком, выдающейся фигурой в стиле ар-деко, с которым он создавал расписные панно и проекты дизайна ковров, вдохновлявшие кутюрье Коко Шанель, Эльзу Скиапарелли и Нину Риччи.



Кристиан Берар. Два автопортрета на пляже, 1933



Кристиан Берар и Жан-Мишель Франк. Четырёхстворчатая ширма для квартиры Клэр Арто, 1936



Портреты, написанные Кристианом Бераром



Кристиан Берар. Портрет женщины (Элен Анави), 1948. Portrait of Mme. Annavis, 1948 - Christian Berard



Кристиан Берар



Работы Кристиана Берара



Работы Кристиана Берара



Работы Карло Карра (1881-1966). Ponte Caricatore, 1930. Marine avec figures, 1940. Джорджо де Кирико (1881-1966). Меланхолия



Работы Терезы Дебен



Тереза Дебен. Портрет мальчика

О музее Мармоттан-Моне. В особняке Поля Мармоттана, помимо коллекций Haute Epoque и Empire, находится самая большая в мире коллекция произведений Клода Моне и Берты Моризо. Также в музее хранится множество шедевров: Делакруа, Будена, Мане, Дега, Кайботта, Сислея, Писсарро, Гогена, Родена. Шагал представляет современную эпоху. Начало музею в бывшем охотничьем домике герцога Вальми положил Поль Мармоттан. По его завещанию, дом и коллекция перешли Академии изящных искусств. И когда в 1934 году здесь открылся музей, в нем преобладало искусство периода Первой империи (1804-1815, империи Бонапарта). Но в 1957 году музею было пожертвовано художественное наследие Жоржа де Бельо, который одним из первых распознал гений импрессионистов и лично знал многих из них, а в 1966-м сын Моне передал коллекцию самого Моне. Потом сюда поступило ещё несколько ценных собраний. Так постепенно бывший охотничий домик превратился в настоящую сокровищницу импрессионистского и постимпрессионистского искусства.



Куратор: Патрик Морьес, писатель и культурный критик
Источники информации: www.thevanderlust.com, www.sortiraparis.com

Европа, живопись, искусственные параллели, Париж, выставка

Previous post Next post
Up