Борис Мессерер. Темы и вариации

Apr 07, 2023 11:00



Российскому театральному художнику Борису Мессереру в марте исполнилось 90 лет. К юбилею Мастера приурочены две выставки в Москве: в Российском национальном музее музыки (до 11 июня) и Российской академии художеств (до 9 апреля).

Для экспозиции в Академии художеств Мессерер сам лично составил подборку своих живописных работ. Предлагаю посмотреть фотообзор этой выставки.



Борис Мессерер родился 15 марта 1933 года в Москве в семье балетмейстера Асафа Мессерера и актрисы Анели  Судакевич. В 1956 году окончил Московский архитектурный институт, ученик Александра Дейнеки и Артура Фонвизина. Обширная сценография художника включает более 150 спектаклей, которые ставились в "Современнике", МХАТ имени Чехова, Большом театре России, Московском академическом театре сатиры и других. Борис Мессерер является художником-постановщиком культовых картин "Двенадцать стульев", "Лев Гурыч Синичкин" и других. За его плечами множество государственных наград и премий. Мессерер - автор книг-воспоминаний "Театр Бориса Мессерера", "Промельк Беллы" и "Жизнь переходит в память. Художник о художниках". В Тарусе установлен памятник Марине Цветаевой работы скульптора Юрия Соскиева, архитектором которого является Борис Мессерер. Мессерер создал памятник Белле Ахмадулиной, который также установлен в Тарусе в том же городском сквере.



Эскизы костюмов к спектаклю А. Хачатуряна "Спартак", 1978. Цветные офорты



Эскизы костюмов к спектаклю А. Хачатуряна "Спартак", 1978. Цветные офорты



Эскизы костюмов к спектаклю Л. Делиба "Сильвия", 1985. Цветные офорты





Портрет Даши в красном, 2016. Бумага, акварель



Летний портрет Даши, 2017. Бумага, акварель



Туалет, 1974-1980. Композиция со стульями, шахматной доской и утюгом, 1974-1980. Композиция с гладильной доской и кувшинами, 1974-1980. Холст, масло



Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере, 1974-1980. Холст, масло



Натюрморт с бутылками, керосиновыми лампами, балясинами и раковинами, 2017. Холст, масло





Коктебель, 1964. Холст, масло











Цветок Ванька-мокрый на окне, 1962. Синий интерьер, 1966. Деревенский интерьер с синими ходиками, 1966. Деревенский натюрморт, 1965. Холст. масло





М. Шагинян. "Зарубежные письма". Иллюстрации



Минарет Калян, Крыши, Из серии "Бухара", 1964-1965. Холст, масло



Клайпеда, Вильнюс, Рыбачье, Залив, Рига. Из серии "Прибалтика", 1958-1969



Серия "Пейзажи Санкт-Петербурга", 1974-2018. Холст, масло



Серия "Пейзажи Санкт-Петербурга", 1974-2018. Холст, масло



Мойка. Из серии "Пейзажи Санкт-Петербурга", 1974-2018. Холст, масло



Б.А. Мессерер. Балерин у станка. Из цикла "Балерины", 1974-1980. Холст, масло



Б.А. Мессерер. Балерины, завязывающие туфли. Из цикла "Балерины", 1974-1980. Холст, масло



Б.А. Мессерер. Балерина с гладильной доской и керосиновой лампой. Из цикла "Балерины", 1974-1980. Холст, масло



Живописные беспредметные композиции, 2020. Холст, масло



Живописные беспредметные композиции, 2020. Холст, масло



Живописные беспредметные композиции, 2020. Холст, масло





Борис Мессерер, именитый обладатель титулов и званий, на выставках каждый раз предстает в неожиданных образах. Сегодня мы имеем возможность всмотреться в мир живописи художника, многие десятилетия отдающего себя театру, сложному делу сценографии, которое порой заставляло надолго отказываться от собственного творчества. Строгий, предельно жесткий отбор произведений, сделанный автором для очередной выставки, позволяет понять непростой характер взаимодействия разных видов и жанров изобразительного искусства, его нерушимые законы. Живопись Мессерера, рожденная его привязанностью к пространству и многоголосию сцены, создана в мастерской и диктует свои правила экспонирования. Важно отметить, что большой формат, необходимый для решения сценических задач, в обычных залах лишь подчеркивает собственные достоинства, - присущая этим холстам мощная энергетика сохраняется, хотя и имеет тенденцию к изменению акцентов.
Длительное время Борис Асафович работал в музыкальном театре, прежде всего, в Большом. Естественное погружение художника в особый мир образного звучания, понимание замысла композитора, умение слушать дирижера, - все эти необходимые качества, присущие настоящему профессионалу театра, получили развитие в его творчестве. И отразились в живописной структуре станковых произведений, так или иначе связанных с театральными впечатлениями. Речь идет не только о сюжетах, воспринятых в закулисье или в репетиционных залах. Мессерера больше интересовала не воздушность и трепетность классического танца, а отточенность и завершенность позы, жеста, то есть ритмический рисунок сценического образа. Так возникли композиции, построенные на сопоставлении различных состояний балерины - расслабленности, покоя, внутренней собранности и одновременно готовности к динамике, к стремительному движению.
Борис Мессерер известен своими сложносочиненными натюрмортами. Его знаменитые граммофоны стали героями многих произведений. Столь же выразительны интерьеры с изображением кресел и стульев, обладающих изогнутыми формами. К числу излюбленных предметов принадлежат удлиненные бутылки прозрачного стекла, сквозь которые можно видеть фрагменты фона, а также необычные металлические детали, наложенные друг на друга или совмещенные с иными фактурами - бумагой, тканью и прочими. Подобное соединение противоположностей также напоминает о театральной природе мышления художника.
В беспредметных натюрмортах, плотно скомпонованных в листах небывало большого формата, какого не знают обычные офорты, драматические коллизии прослеживаются с особой отчетливостью.
Выставка живописи Бориса Мессерера дает возможность представить хотя бы пунктирно путь художника. Впервые экспонируется его ранняя живопись. В далекие 1960-е годы возникли натюрморты с кувшинами, с 1970-х ведут начало балетные серии и натюрморты с граммофонами, в 2015-2018 были созданы натюрморты с балясинами. В этом временном отрезке находятся многочисленные беспредметные композиции, офорты и, конечно, акварели.
Художественное мышление Мессерера позволяет ему одинаково свободно обращаться со всей системой пространственных искусств. Театр, живопись, станковая и книжная графика, объемная пластика и инсталляция - таков перечень интересов Мессерера и сфер приложения сил на протяжении всей его активной творческой жизни. В ранние годы своей деятельности он нередко обращался к занятиям книжной иллюстрацией, что тоже нашло отражение на юбилейной выставке в Российской Академии художеств. Масштаб сделанного вызывает неподдельное восхищение творческой энергией мастера и благодарность за возможность прикоснуться к миру, им созданному. Этот мир по-прежнему обогащает и радует нас, его современников и зрителей.
                                                                                            Текст:  Наталья Козырева - заведующая отделом рисунка Государственного Русского музея

академия художеств, живопись, искусство, Борис Мессерер, графика, выставка

Previous post Next post
Up