Никто и предположить не мог, что строительство Казанского вокзала затянется надолго, но он стал настоящим долгостроем. Строительство его началось 110 лет назад в 1913 году при царе, современный облик он приобрёл в 1940-м уже при Сталине. В 1987-1997 годах здание было реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами. Также были построены подземный переход под всеми путями станции от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, дебаркадер над платформами, новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице (в том числе Царская башня), созданные на основе чертежей Щусева. Реконструкция завершилась в 1997 году, к 850-летию Москвы.
1. Проект одного из самых красивых вокзалов России разработала группа архитекторов во главе с Алексеем Викторовичем Щусевым. Главный фасад вокзала состоял из отдельных строений, демонстрирующих различные декоративные стили, присущие русскому зодчеству, и должен был символизировать связь России и Азии. В его архитектуре можно найти элементы московского барокко, неорусского стиля, модерна и эклектики.
Алексей Щусев. Проект здания Казанского вокзала. Главный фасад со стороны Комсомольской площади. 1911. Фото: Государственная Третьяковская галерея
2. Замыкая с трех сторон железнодорожные пути здание вокзала выходит фасадами на Новорязанскую улицу, Рязанский проезд и Комсомольскую площадь. Уже в конце прошлого века вокзалу была придана П-образная планировка, над путями появились волнистая крыша-навес и новый зал ожидания с восточной стороны. В 2010 году на платформах был построен пригородный вокзал.
Казанский вокзал на Яндекс-картах
3. Главное украшение фасада - башня высотой 73 метра, стилизованная под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Казань была в то время конечным пунктом этого направления железной дороги. Шпиль башни венчал символ Казани - крылатый змей Зилант. Его совсем недавно отреставрировали, восстановили поворотный механизм и позолоту и вернули на шпиль. Вес флюгера составляет около 200 килограммов.
4. Часовую башню построили по образу башни собора Святого Марка в Венеции. Миниатюрная башенка украшена часами с колокольным перезвоном. Знаки Зодиака выполнены по рисункам А.В. Щусева. Механизм часов разрабатывал мастер В. Пушкарёв. Запущены они были к 1923 году и прослужили до 1941-го, когда пострадали от фугасной бомбы. Их восстановили только в 1970-х годах.
5. На главном фасаде (по бокам входа в метро) размещён редкий образец ранней послереволюционной геральдики - серп и молот с пшеничным колосом.
6.
7.
8. Левая башня вокзала копирует знаменитую Кутафью башню Московского Кремля.
9.
10. После 1917 года вместо круглой сторожевой башни, где Щусев планировал разместить магазин, открылся клуб им. Октябрьской революции, затем Центральный дом культуры железнодорожников. В оформлении фасада использованы каменные элементы, свойственные эпохе "нарышкинского" барокко. Дом культуры органично вписался в архитектурный ансамбль Казанского вокзала. Соавтором Щусева стал инженер Генрих Карлсен, рассчитавший параметры мощной железобетонной конструкции в виде полукольца, на которой расположен зрительный зал.
11. В процессе строительства первоначальный проект Щусева совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика, а в ходе последующих реконструкций Казанского вокзала добавились новые корпуса. С этими помещениями соседствует
роскошный зал ресторана в виде огромной старинной трапезной палаты.
12. Посмотрим на вокзал со стороны Рязанского проезда. Новые корпуса, построенные в ходе реконструкции 1987-1997 годов (к югу от зала ресторана), отличаются от запроектированных Щусевым, но органично вписались в ансамбль всего сооружения.
12а.
А.В. Щусев. Казанский вокзал со стороны Рязанского проезда. Макет
13. При достройке старого здания по чертежам А.В. Щусева в 1997 году возведена Царская башня в виде ризалита, выступающего за створ существующего здания на 12 метров. Шпиль башни стал второй доминантой вокзала, наряду с главной башней “Сююмбеки”.
14. В 2013 году в канун Дня железнодорожника перед Царской башней был установлен памятник создателям железных дорог России.
15. Скульптор Салават Щербаков поместил на пьедестал фигуры Ефима и Мирона Черепановых, Павла Мельникова, Сергея Витте, Михаила Хилкова, Франца Антона фон Герстнера и бюст императора Николая I.
16. Реконструкция на Рязанском проезде и Новорязанской улице началась ещё при Лужкове.
17. Со стороны Новорязанской улицы комплекс Казанского вокзала с новыми корпусами выгядит сегодня так:
18.
19. Если брать в расчёт все работы на Казанском вокзале, то получается, что он строился весь XX век.