Выставка "Отличники" в Музее русского импрессионизма. Академическая традиция

Feb 23, 2023 12:45




Начало
Выставка "Отличники" посвящена пенсионерским поездкам русских художников за границу в период с 1840-х годов и до 1917 года. Пенсионерами тогда называли самых перспективных выпускников - отличников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которых отправляли по окончании учебы в Старый Свет "для усовершенствования в искусстве". В Европе вчерашние студенты получали возможность познакомиться как с выдающимися памятниками прошлого, живописью старых мастеров, так и самыми актуальными тенденциями в искусстве.
Экспозиция строится в хронологическом порядке.



Иван Айвазовский (1817-1890) - мастер романтического морского пейзажа, родился и много работал в Феодосии, в Крыму. Окончив петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью, молодой живописец получает право на пенсионерскую поездку в Европу. В 1840 году Айвазовский отправляется за границу: в Италии он посещает Венецию (где знакомится с Николаем Гоголем), Флоренцию (здесь он встречается с Александром Ивановым, работавшим над "Явлением Христа народу"), Рим, а также едет во Францию, Англию, Голландию и Испанию. В течение года Айвазовский выдвигается в ряды лучших маринистов: его работы отмечал английский художник Уильям Тёрнер, а полотно "Хаос" приобрел Папа Римский Григорий XVI. В Париже после выставки в Лувре Айвазовскому вручили золотую медаль французской Академии, а в Амстердаме присвоили звание академика. О своей пенсионерской поездке Иван Айвазовский вспоминал: "Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный приём на Родине".



Иван Айвазовский. Часовня на берегу моря, 1845. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим", Истра



Фрагмент





Григорий Мясоедов. Голова итальянки, 1860-е. Дерево, масло. Тульское музейное объединение



Николай Ге. Итальянка. Этюд к неосуществлённой картине Смерть Виргинии, 1857. Холст, масло. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень



Григорий Мясоедов. Арап, 1875. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Художник польского происхождения, Генрих Семирадский (1843-1902) окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1870 году. В европейской пенсионерской поездке он определяется с собственными эстетическими пристрастиями и выбирает жанр, в котором будет работать на протяжении всего творческого пути, - это историческая картина на античный сюжет. В Мюнхене Семирадский продолжает работу над задуманной еще в России картиной "Римская оргия блестящих времен цезаризма", в Риме начинает писать масштабное полотно "Светочи христианства (Факелы Нерона)". Под южным солнцем формируется и узнаваемая манера художника: общий колорит его полотен высветляется, краски становятся ярче, многофигурные композиции отныне отличают безупречность и стройность компоновки, формы приобретают изысканность и завершенность. Живопись Генриха Семирадского вызывала полярные отклики от резкого неприятия передвижниками за «красивость» до восторгов императорского двора и публики.



Генрих Семирадский. Итальянский дворик, 1872. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко



Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд, 1873(?). Холст, масло. Тверская областная картинная галерея



Генрих Семирадский. Две фигуры у статуи сфинкса, 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск



Владимир Орловский. Порто Д'Анцио, 1870-е. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник

Так, если Иван Айвазовский и Генрих Семирадский ещё придерживались академической манеры, старались подражать европейским виртуозам-романтикам, то пленэрная живопись художников 1870-х годов - Ильи Репина и Василия Поленова, уже ориентируется на манеру представителей барбизонской школы.



Один из ведущих русских живописцев Илья Репин (1844-1930) родился в городе Чугуеве Харьковской губернии, а на учебу в петербургскую Академию художеств был зачислен в 1864 году вольнослушателем. В том же году он переводится в ученики в класс исторической живописи, а по окончании курса получает большую золотую медаль одновременно с Василием Поленовым. К завершению учебы манера Репина уже сложилась и он получил признание. В пенсионерскую поездку сразу после сдачи диплома ему помешали отправиться незавершенные заказы, женитьба и рождение дочери. В 1873 году Репин через Варшаву едет с родными в Вену, где на Всемирной выставке экспонировались его знаменитые "Бурлаки на Волге". Затем он посещает Италию и, наконец, прибывает в Париж, где напишет свои главные пенсионерские полотна - "Садко" и "Парижское кафе".
Помимо масштабных картин, из Франции Репин привезет и серию пейзажей, портретов, жанровых сцен, а также этюды и эскизы. Лето 1874 года Илья Репин с женой и дочерью провел в Нормандии, в местечке Вёль-ле-Роз, живописные окрестности которого привлекали многих художников. В конце июля к семейству Репиных присоединится Василий Поленов. Здесь же в это лето будут отдыхать и работать художники Константин Савицкий, Алексей Боголюбов и Александр Беггров. В письме старшему товарищу Ивану Крамскому Репин так описывал захвативший всю "веселую компанию" творческий энтузиазм: "…все упрекают меня, что я не работаю в такой чудесный день, и все строчат кто где, кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге, к соблазну христиан".



Илья Репин. Пейзаж с лодкой, 1875. Картон, масло. ГТГ

"Рыцарь передвижничества" и реформатор жанра национального пейзажа, Василий Поленов (1844-1927) начал получать высшее образование на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. В Академии художеств он был сначала вольнослушателем, затем был переведен в ученики и в 1871 году окончил курс по классу исторической живописи. Большой золотой медали за сюжет "Воскрешение дочери Иаира" в тот год удостоились сразу пять человек - случай беспрецедентный и противоречивший академическим правилам. Трое из пяти медалистов удостоились права на пенсионерскую поездку в Европу: среди них были Илья Репин и Василий Поленов. За границей Поленов посещает Германию, Италию и Францию. При этом Рим его разочаровал (хотя здесь художник встречается с Саввой Морозовым и Марком Антокольским), a Париж, напротив, обогатил впечатлениями (особенно русский мастер выделял работы Мариано Фортуни). Если Илья Репин приезжает в пенсионерскую поездку уже определившимся мастером, то Поленов именно в Европе "находит себя" - под влиянием барбизонской школы он учится работать на пленэре, отрабатывая приёмы письма на открытом воздухе. Летом 1874 года Репин уговорил Поленова - "друга Базилио" - поехать на этюды в Нормандию, в местечко Вёль. Именно здесь Поленов напишет картину "Ливень", выдержанную в "барбизонском" серо-серебристом колорите.



Василий Поленов. Ливень, 1874. Холст, масло. ГТГ





Василий Поленов. Голова натурщицы Бланш Ормье, 1875. Пестрая шаль. 1874. Холст, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова





Василий Поленов. На берегу моря, 1875. Дерево, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова.



Василий Поленов. Белая лошадка, Нормандия, 1874. Холст, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник В.Д. Поленова.
Старые ворота Вёль. 1874. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Старые ворота в Вёле. Нормандия. 1874. Холст, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова



Василий Поленов. Черногорка. 1874. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Илья Репин. Украинка, 1875. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот портрет, исполненный в "историческом" духе, Василий Поленов подарил академику и меценату Алексею Боголюбову, который опекал в Париже командированных "для усовершенствования в искусстве" молодых русских художников. На картине скорее всего изображен Алексей Харламов, тоже художник-пенсионер (он же позировал для "Портрета мужчины в средневековом костюме" кисти Ильи Репина).
Василий Поленов в письме родным описывает костюмированный бал в популярном парижском салоне Полины Виардо и Ивана Тургенева, состоявшийся в начале 1875 года: "…первый приз, как костюм, взял Харламов, портретист, про которого я Вам говорил; одет он был венецианским элегантом конца XV века. Весь костюм был сделан из материи того времени, удивительно хорош, точно с картины Карпаччо пришел".



Илья Репин. Портрет мужчины в средневековом костюме (Портрет Алексея Харламова), 1875. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Василий Поленов. Венецианский дож, 1874. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Легендарный Монмартр стал частью Парижа в 1860 году. Он привлекал внимание артистической среды дешевизной и доступностью. Вот почему именно здесь появляются многочисленные мастерские художников - с осени 1873-го в этом квартале живет и Илья Репин. Небольшие пейзажные этюды русского пенсионера представляют зрителю совсем не тот богемный Монмартр, образ которого складывается в сознании обывателей в том числе и под влиянием живописи французских импрессионистов. В фокус внимания Репина попадает еще не обустроенная городская окраина с высоким небом и редкими домиками, которую художник пишет в сдержанном "барбизонском" колорите.



Илья Репин. Окраина Парижа. Монмартр. Этюд. 1874. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Дорога на Монмартр в Париже, 1875-1876. Картон, масло. ГТГ



Илья Репин. Продавец новостей в Париже, 1873. Холст, масло. ГТГ

В 1880-е работы пенсионеров - Исаака Аскназия и Алексея Кившенко, в сюжетах и мотивах отсылают к полотнам русских передвижников. При этом изображение трудовой жизни народа находило поддержку как в демократических кругах, так и у императорской семьи. Молодые академисты в заграничных поездках фиксируют сцены из жизни жителей европейских деревень и городских предместий.
Алексей Кившенко (1851-1895) приехал в Санкт-Петербург из Тульской губернии, а поступать в Академию художеств рекомендовал юноше его педагог в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, передвижник Иван Крамской. Конкурсная работа Кившенко "Военный совет в Филях" была посвящена Отечественной войне 1812 года и вдохновлена романом Льва Толстого "Война и мир". В 1879-м эта картина была принята Академическим советом, и художника направили в пенсионерскую поездку за казенный счет. В Европе Алексей Кившенко работает в Мюнхене, занимается в частных живописных мастерских, посещает Францию. Его пенсионерские жанровые картины и пейзажи выполнены в духе передвижничества: сюжетность и социальность, характерные типы и акцентированный психологизм естественно укладываются живописцем в европейские интерьеры и нормандские виды. Парной к полотну "Возвращение с ловли мулей" (мулями на французский манер называли тогда мидий) Кившенко напишет картину "Ловля креветок": в обеих многофигурных композициях, как часто у передвижников, большинство персонажей оказываются интересны сами по себе или объединяются в группы.



Алексей Кившенко. Возвращение с ловли мулей, 1881. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля



Исаак Аскзназий (1856-1902) родился в Витебской губернии, учебу в Академии художеств в Петербурге начал в 14 лет, а завершил курс картиной «Блудница перед Христом», за которую получил большую золотую медаль и право пенсионерской поездки "для усовершенствования в искусстве". В 1880 году художник начинает свое европейское турне: через Германию и Австрию он направляется в Италию, в Рим. В Вене Аскназий около полугода работал в мастерской известного мастера Ганса Макарта, чьи масштабные полотна отличались яркостью и декоративностью. В конце 1881 года художник прибывает в столицу Италии, где в течение следующих четырех лет пишет несколько больших произведений на библейские темы, а также жанровые картины. Хотя работа "Нищий в церкви" создавалась в Риме, ее сюжет кажется типично передвижническим - полотно проникнуто вниманием "маленькому человеку" и состраданием к его судьбе.



Исаак Асказий. Нищий в церкви, 1884. Холст, масло. Государственный Русский музей

Александр Новоскольцев (1853-1919) был отправлен пенсионером Академии художеств по странам Европы в 1882 году. Его пенсионерские работы получают жанровую направленность и пользуются популярностью у публики. "Голова негра" была куплена Академией художеств и не раз показывалась на передвижных выставках. Эту работу отличают непосредственный облик натурщика, его верно подмеченное и переданное художником настроение, удачное колористическое решение с яркими цветовыми акцентами.



Александр Новоскольцев. Голова негра, 1883. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей



Картины с видами городов и архитектурными пейзажами привозили из Европы Александр Егорнов, Василий Савинский, Василий Смирнов - так пенсионеры балансировали между строгими академическими правилами и пленэрными штудиями художников предыдущего десятилетия.



Александр Попов. Часовня на острове Капри. Начало 1880-х. Холст, масло. Музейное объединение Художественная культура Русского Севера. Архангельск
Василий Савинский. Дорога гробниц. Помпеи,1884. Холст, масло. ГТГ



Василий Смирнов. Помпеи. Мацеллум, 1889. Холст, масло. ГТГ

Василий Смирнов (1858-1890) поступал в Императорскую академию художеств, уже имея диплом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где занимался у передвижника Василия Перова. В Академии Смирнов учится на отделении исторической живописи и за картину на древнерусский сюжет получает большую золотую медаль и право пенсионерской поездки. Свое заграничное турне он начинает в 1884 году с посещения Вены, а затем отправляется в Рим, откуда совершает поездки по всей Европе. В начале 1886-го он начинает обдумывать большеформатное полотно "Смерть Нерона", через три года показывает его на академической выставке в качестве отчетного и получает звание академика. В 1884 году художник пишет небольшую картину "Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков", а в 1890-м в Италии создает масштабное полотно с тем же названием, которое воспроизводит эффект китайской шкатулки или картины в картине. На холсте запечатлен один из ранних памятников христианской веры - мавзолей Галлы Плацидии первой половины V века н.э. В интерьере мы наблюдаем процессию, которая является парафразом другого известного памятника Равенны - мозаики из собора Сан-Витале с изображением императрицы Феодоры.



Василий Смирнов. Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков, 1889-1890. Холст, масло. ГТГ

Уроженец Костромской губернии, Иван Порфиров (1866 - после 1919, 1942 (?)) окончил Академию художеств в 1891 году со званием классного художника I степени и удостоился права пенсионерской поездки. В 1892-м художник путешествует по Европе - из всех стран Старого Света главной для художника стала Италия. В Риме Порфирова приняли в круг русских мастеров, среди которых были Александр и Павел Сведомские, Степан Бакалович, Фёдор Бронников, Генрих Семирадский. Павел Сведомский говорил о младшем коллеге: "Вот у Порфирова и воздух, и солнце, а меня заела сухая дюссельдорфская школа! Не могу из нее выбиться!
В Риме под впечатлением Мессонье и Фортуни, Порфиров с мастерством и вкусом рисовал итальянским карандашом и соусом небольшие фигурки натурщиков и натурщиц, которых он одевал в костюмы средневековья". Итальянские работы Ивана Порфирова были показаны на академических выставках - в "Лавке старьевщика" художник мастерски выбирает ракурс и передает колорит Венеции с ее каналами, мостиками и гондолами.



Иван Порфиров. Лавка старьёвщика в Венеции, 1892-1895. Холст, масло. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Ростов

Михаил Ткаченко (1860-1916) в 1879 году поступает в Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем и учеником (1882-1887). В Академии художеств был учеником у таких мастеров, как П. Чистяков, М. Клодт, В. Орловский. Был пенсионером Академии художеств (с 1888). Затем Ткаченко продолжает учёбу во Франции, в художественной академии Ф. Кормона. Михаил Ткаченко, по мнению специалистов, был одним из главных маринистов Российской империи. Выполняя императорские заказы, мастер писал крупные марины для важных правительственных подарков. Большинство из них сосредоточены в государственных собраниях Франции, некоторые хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.



Михаил Ткаченко. В мастерской скульптора, 1891. Дерево, масло. ГРМ

Иван Вельц (1866-1926) родился в семье австрийского купца, в Самарской губернии. При рождении ребёнка назвали Иоганном-Александром. Русским подданным, Иваном Августовичем Вельцем, художник стал только в 1889 году во время обучения в Императорской Академии художеств, где был одним из учеников великого М.К. Клодта. В 1892 году Вельц отправился в пенсионерскую поездку в Италию, посетил Германию и Францию, а два года спустя вернулся в Петербург и ещё два года получал содержание от академии. Его пейзажи, которые можно отнести к салонному академизму, пользовались большой популярностью.



Иван Вельц. Город в горах. 1890-е. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина



Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции
Куратор выставки - Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
Продолжение будет!

русские художники, живопись, музей русского импрессионизма, выставка

Previous post Next post
Up