Продолжаем изучать творчество архитектора Алексея Викторовича Щусева в год 150-летия со дня его рождения. Щусев задумывал Комсомольскую кольцевую как органическую часть Казанского вокзала и как зал Победы, в стиле сталинского ампира. Соавторами его были В.Д. Кокорин, А.Ю. Заболотная, О.А. Великорецкий, А.Ф. Фокина, В.С. Варванин. Когда Алексей Викторович по состоянию здоровья отошел от дел, архитектурные работы (на окончательной стадии) продолжила Алиса Юльевна Заболотная. Художественной составляющей занимался знаменитый к тому времени художник Павел Дмитриевич Корин. Станция была введена в строй 30 января 1952 года.
Наземный павильон станции "Комсомольская"-кольцевая по проекту А.В. Щусева гармонично вписался в архитектурный ансамбль Комсомольской площади. Он расположен между Ленинградским и Ярославским вокзалами - первыми вокзалами российских железных дорог. Лучший вид открывается со стороны Казанского вокзала, отсюда павильон по форме напоминает шлем русского воина. Хорошо, что не переименовали станцию метро ("площадь трёх вокзалов"), как планировали в 90-х.
А.В. Щусев, В.С. Варванин. Проект наземного вестибюля станции "Комсомольская"-кольцевая, 1949
Центральный зал оформлен мраморными колоннами с резными капителями, сводом с мозаичными панно и нарядной лепниной. Аркады колонн, соединённых арками, держат на себе карниз, на который опирается тяжёлый свод станции. Над колоннами - мозаичные панно и барельефы С.В. Казакова и А.М. Сергеева с изображением оружия разных эпох.
Белые своды путевых тоннелей станции украшены строгой лепниной.
Внимание сосредоточивается на центральном своде. По его продольной оси расположены 8 мозаичных панно из смальты и ценных камней. Ещё 16 окаймлённых лепниной мозаик находятся в псевдопарусах. Тематика панно посвящена ратным подвигам русского народа.
А.В. Щусев, А. Ю. Заболотная, В. Д. Кокорин. Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, 1948. Осуществлён. Перронный зал
Перспективу зала венчает мозаичный герб СССР и бюст В.И. Ленина. На Комсомольской была использована техника античной и византийской мозаики. Панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла, но и из гранитных и мраморных крошек.
Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской архитектуры.
На шести боковых мозаиках сияет образ святого великомученика Георгия Победоносца - небесного покровителя христианского воинства.
На первом от торца мозаичном панно - стяг с ликом Спасителя держит святой князь Александр Невский, за спиной у которого новгородский собор Святой Софии, на втором - знамя с ликом Спаса развевается в руках у благоверного князя Димитрия Донского, вышедшего с ратью на поле Куликово. На переднем плане - верхом на конях богатыри Ослябя и Пересвет.
Ещё одна мозаика изображает Козьму Минина и князя Димитрия Пожарского, собирающих народное ополчение на Красной площади. Знамёна с крестным знамением развеваются и на мозаике с изображением великого русского полководца Александра Суворова на белом коне во время перехода через Альпы.
Пятое панно показывает Бородинское сражение и Кутузова на переднем плане. На шестом изображены советские солдаты у стен Рейхстага.
Два последних панно - "Парад Победы" и "Вручение гвардейского знамени", постоянно изменяли. Последний вариант появился после XX съезда - это "Ленин на трибуне, выступающий перед красногвардейцами", и "Родина-мать" на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал их сам П.Д. Корин.
Роскошная Комсомольская-кольцевая и сейчас являет нам настоящий апофеоз сталинского ампира в московском метро.
В куполе аванзала, украшенного золотой смальтой - пятиконечная звезда, с расходящимися во все стороны лучами. В центре подвешена многорожковая люстра. Появилось это украшение после 1960-го года.