В Музее А.С. Пушкина "Приметы милой старины"

Jan 06, 2023 13:40




Из фондов Государственного музея А.С. Пушкина "Приметы милой старины" - такое название носит эта выставка. На ней представлены предметы быта давно ушедшей эпохи, которые кажутся нам сейчас восхитительно бесполезными. Среди них - курильница, сонетка, веер, мушечница, портбукет, карне-де-баль, конторка, ломберный стол… Еще пару столетий назад назначение этих вещей было очевидно для всех. В XVIII веке все понимали язык мушек и веера, с помощью которых дама могла признаться кавалеру в любви или проявить свою суровость. A в XIX столетии по составу публики, прогуливающейся по Невскому проспекту, можно было точно определить время дня. Все эти особенности быта, отделенного от нас двумя веками, - это чужой язык, который требует расшифровки. Предметы декоративно-прикладного искусства того времени, представленные на выставке, не являются деталями интерьера и не используются для иллюстрации сюжетов литературных произведений. Они - в центре внимания. Они - главные герои выставки.
Экспозиция охватывает самые разнообразные сферы русской дворянской жизни и культуры XVIII-XIX веков. Она состоит из нескольких разделов, каждый из которых связан с определенным аспектом жизни человека. Первый зал выставки составили экспонаты, связанные с частной жизнью дворянина той эпохи: убранством его дома и различными формами проведения досуга. Здесь можно видеть осветительные приборы - канделябры, жирандоли и подсвечники; щипцы для снятия нагара со свечи и колокольчики для вызова слуг. Предметы мебели разных стилей отражают господствующие в обществе модные тенденции. Трубки с длинными чубуками и респектабельные мужские аксессуары к ним - о послеобеденном ритуале курения в кабинете хозяина дома. Столики для рукоделия, швейки и игольники - о модном увлечении молодых дворянок, которому они специально обучались и дома, и во всех учебных заведениях: в Смольном и Екатерининском институтах или же в частных пансионах.
1.


2.


3.


4.


Н.И. Назимова. Интерьер усадьбы Каменка Подольской губернии, 1913. А.В. Средин. Интерьер зала, 1900-е-1910-е

5.


Сонетка (от французского sonnette - звонок) представляла собой широкую ленту, прикрепленную к колокольчику, и являлась элементом обстановки жилого интерьера. Ее вешали на стену в комнате, соединенной с комнатой прислуги. Дергая за кольцо или кисть сонетки, хозяева вызывали слуг. Обычно сонетки декорировались вышивками бисером или шелком и служили украшением интерьеров. Упоминание о сонетах встречается в русской литературе XIX - начала XX веков. Сегодня их можно встретить лишь в собраниях музеев и у частных коллекционеров.
6.


Вазы тюльпанницы. Россия. Императорский фарфоровый завод, 1830-е. Сонетка. Западная Европа, начало XX века

7.


8.


9.


10.


11.


12.


Шкатулка для рукоделия. Россия, 19 век. Трафарет для вышивки. Германия, Берлин, вторая половина 19 века

13.


14.


Сервиз "Эгоист". Германия, Мейсен, середина XVIII века. Фарфор, лепка, позолота, роспись

15.


16.


Блюдо. Германия, Мейсен, конец XVIII века. Фарфор, надглазурная роспись

17.


18.


19.


Неизвестный художник. Портреты В.Ю. Познанского и Л.И. Познанской, вторая половина 1860-х

20.


Неизвестный художник. Интерьер гостиной, 1850

В пушкинские времена курение табака представляло собой своеобразный ритуал. Обычно трубки курили после обеда за кофе, в мужской компании, для чего удалялись в кабинет хозяина. В каждом богатом доме имелась коллекция курительных трубок. Лучшими считались чубуки черешневые, трубки пенковые, а мундштуки янтарные. Подставки для трубок изготавливались из ценных пород дерева, а табачницы и чубуки украшались бисерными чехлами.
21.


22.


Курительные трубки. Россия, 19 век

В 18-19 веках было принято нюхать табак, причём нюхали его и мужчины и женщины, и даже молодые девушки. Для этого пользовались табакерками - небольшими коробочками из различных материалов. Они изготовлялись и кустарями и табакерочными мануфактурами. Самой известной в Петербурге была фабрика Боля.
23.


Второй, центральный зал выставки посвящен "ветреной", "легкокрылой" и "самовластной" моде, проявляющейся и в архитектуре, и в убранстве интерьера, и, конечно же, - в костюме. В течение дня светский человек вынужден был несколько раз переодеваться: правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для разных этикетных ситуаций. Сюртук, вполне уместный для утренней прогулки, был неприемлем для обеда или вечерних визитов, а в тюрбане или берете дама не могла появиться в первой половине дня они предназначались для бала или театра. Среди экспонатов этого раздела выставки - предметы мебели, связанные с "переодеванием": зеркала, туалетные столики и т.п. Украшением зала служат женские платья, воссозданные по модным картинкам первой трети XIX века, и изящные аксессуары к ним: веера, сумочки и кошельки, вышитые бисером.
24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


Неизвестный художник. Портрет неизвестной дамы с гитарой, первая половина 1820-х

31.


32.


33.


34.


Неизвестный художник. Портрет А.М. Апраксиной, середина 19 века

Третий зал экспозиции знакомит со светской, публичной жизнью пушкинских современников. Его главные темы - это бал и театр, посещение которых было одновременно и удовольствием, и общественной обязанностью; это путешествия с их своеобразным дорожным бытом; это карточная игра.

35.


36.


37.


38.


39.


Неизвестный художник. Портрет дамы в ложе театра с биноклем в руке, 1840-е

40.


41.


42.


Попов. Портрет А.А. Андро, 1842

43.


44.


Неизвестный художник. Портрет мужчины в цилиндре, конец 1820-х

45.


46.


47.


Ф. Дойл. Портрет итальянки из Албано, 1818-начало 1820-х

48.


49.


50.


51.


Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции.

история моды, история России, музей А.С. Пушкина, выставка

Previous post Next post
Up