Побывали в новом культурном центре "Зотов" - отреставрированном хлебозаводе им. Зотова на Ходынской улице, 2, между Пресней и Белорусской. Там развёрнута грандиозная выставка "1922 Конструктивизм", на которой собраны работы ключевых фигур русского авангарда. Готовлю обзор, а пока - несколько фотографий этого необычного пространства.
Историческое здание хлебозавода №5 было построено в 1929-1931 годах и стало первым из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова. Основу системы составлял кольцевой конвейер, который позволял практически полностью автоматизировать процесс выпекания хлеба (продукция двигалась от этапа к этапу, по кругу сверху вниз), что во многом предопределило не только функциональную схему организации здания, но и его объемно-пространственное решение. Реализованный здесь принцип "функциональное назначение определяет архитектуру" делает хлебозавод воплощенным в объеме и материале манифестом конструктивизма.
Фото: пресс-служба центра "Зотов"
Впервые кольцевая организация производства была предложена в 1923 году архитектором Константином Мельниковым в павильоне «Махорка» на ВСХВ. Порядковый номер №5 был присвоен хлебозаводу в рамках общегородской программы строительства хлебозаводов. Впоследствии первый кольцевой хлебозавод получил имя Василия Зотова, заведующего производственным отделом хлебопечения Моспотребсоюза и будущего наркома пищевой промышленности, которому Москва обязана внедрением системы массового производства хлеба. В 2004 году здание хлебозавода на Ходынской улице было признано объектом наследия регионального значения. Производство выведено в 2006 году. Работы по реставрации и приспособлению здания к функции культурно-просветительского центра велись с 2018 года. Все поздние пристройки на территории хлебозавода были демонтированы: здание вернуло себе исходную структуру в виде круглого в плане производственного корпуса и пристроенного к нему административного корпуса. Внутри здания, наоборот, реализован принцип выявления всех слоев истории хлебозавода. Его интерьеры не приводились в соответствие с каким-то одним периодом истории, а стали правдивым и откровенным рассказом о состоянии архитектуры конструктивизма, которая была придумана для воплощения одной конкретной функции, а теперь служит центром изучения наследия всей эпохи.
На первом этаже представлена мультимедийная инсталляция "Дыхание" - это масштабный динамичный видеоколлаж, объединивший в себе более 800 художественных образов эпохи конструктивизма - от канонических до весьма неожиданных. Это рисунки, наброски и эскизы самих авторов, участников и создателей того яркого и короткого, как вспышка явления, под названием "конструктивизм". По замыслу автора, "Дыхание" показывает время развития идей конструктивизма не как набор неких дискретных явлений, а как единое полотно, немного наивное и в чем-то, возможно, больше похожее на детский рисунок, но в то же время невероятно яркое, полное энтузиазма и яростной энергии молодой зарождающейся советской республики.
Концептуально "Дыхание" - это некий калейдоскоп, состоящий из двух экранов. На одном из них сменяются проекты в рисунках, набросках и эскизах самих авторов, участников и создателей явления под названием "конструктивизм". Речь идет именно об идеях, многие из которых были утеряны безвозвратно или просто не увидели своего воплощения в реальности. На втором экране представлено то, что происходило в искусстве 1920-х, - в плакате, текстиле, книжной графике, театральной сценографии, художественном "полезном" конструировании, которое скоро будет называться дизайном. Иллюстрации собраны автором в различных архивных изданиях, многие из которых давно недоступны для широкого круга читателей.
Оригинальное музыкальное сопровождение видеоинсталляции создано автором инсталляции Кириллом Челушкиным (р. 1968) - художником-графиком, сочетающим в своём творчестве "классические" навыки рисунка и современные медиатехнологии. Работы Кирилла Челушкина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А. В. Щусева, Музея Людвига (Кельн, Германия), а также во многих крупных частных собраниях России и мира.
Реставрация и приспособление здания хлебозавода №5 к функции культурно-просветительского центра реализованы по заказу и при финансировании Банка ВТБ, для которого центр изучения конструктивизма "Зотов" является филантропическим проектом по сохранению и развитию культурного наследия авангарда в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Четвёртый этаж пока пустой.
Здесь небольшой книжный киоск.
Выставка "1922. Конструктивизм. Начало" ПродолжениеИнформация: кураторские тексты на стендах