До 23 января 2023 года в МУАРе проходит выставка "Мельников / Melnikoff", приуроченная к 130-летию Константина Степановича Мельникова (1890-1974). Масштабное и яркое исследование жизни и творчества архитектора представлено в парадной анфиладе главного здания Музея архитектуры. Кураторы отказались от хронологического или типологического построения экспозиции. Каждый зал воплощают какую-нибудь идею или важную инновацию, принесённую Мельниковым в архитектуру. Его творчество представлено в самых разных проявлениях, в том числе показаны живописные работы Мастера, ведь он обучался и на живописном отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Живопись так и не стала основной деятельностью в жизни Мельникова, но изобразительные принципы трактовки пространства, массы и световой среды сильно повлияли на его архитектуру. С зала, где представлен Мельников-художник, хочу начать рассказ об этой фундаментальной выставке.
В возрасте 15 лет юный Мельников поступил в МУЖВЗ, где учился на протяжении 12 лет на трёх отделениях: общеобразовательном, живописном и архитектурном. Константин Мельников учился живописи у представителей московской школы, преподававших в начале XХ века в МУЖВЗ: Серова, Коровина, Архипова. На протяжении всей жизни он оставался убежденным традиционалистом в живописи, приверженным идеям московской школы. Он учился у художников, которые освободили живопись от формальных приемов реалистической школы передвижничества, приведших этот вид искусства к тупику.
Ученические рисунки К. Мельникова, 1910-е. Бумага, уголь
Живопись Константина Мельникова - это анализ собственных архитектурных приёмов, натуры, ближайшей окружающей действительности, средство заработка.
К. Мельников. Автопортрет, 1910-е. Холст, масло
Портрет Людмилы Мельниковой, дочери архитектора, 1923. Холст, масло
Учебная постановка в классе К.А. Коровина. Композиция с натурщицами, 1914. Холст, масло
В конце 1930-х годов Мельников обращается к живописи как к средству заработка. Первый гонорар за живописную работу (портрет Сергея Владимировича Образцова) Мельников получил в 1939 году. В этом же году он вступает во Всекохудожник. Эта организация снабжала художников материалами, заказывала и покупала работы, отправляла в творческие командировки.
К. Мельников. Автопортрет, 1930-е. Холст, масло
К. Мельников. Автопортрет, конец 1930-х. Холст. масло
Портрет Ирины Мельниковой, жены Виктора Мельникова, конец 1950-х. Холст, масло
Изображения интерьеров Дома дают важную информацию об изменении оформления помещений в разные периоды существования постройки. Можно заметить, что Мельников часто обращался к проблеме изучения света и его передачи как в рамках плоскости картины, так и в пространстве Дома.
Интерьер Дома Мельникова. Туалетная комната, 1930-е. Холст, масло
Основные объекты изображения для Мельникова практически всегда одни и те же: Дом в Кривоарбатском переулке, члены его семьи, он сам. В обращении к таким близким для себя темам он утверждает их абсолютную ценность и даёт себе широкие возможности для исследования натуры и пространства.
Портрет Анны Мельниковой, жены архитектора, 1940-е. Холст, масло
Интерьер гостиной Дома Мельникова, 1944. Холст, масло
Основным спросом в военное и послевоенное время в 1940-е годы пользовался исторический жанр. Мельников выполнил несколько работ для выставок: "Приезд Пожарского в Нижний Новгород" (1941), "Сухаревская башня" (1947). Особенностью этих работ является то, что они реализованы в нехарактерно малом для этого жанра формате. Мельников создавал камерные картины.
Сухарева башня, 1947. Холст, масло
Несмотря на то, что Мельников обрел мировую известность, он на протяжении всей жизни продолжал поддерживать отношения со своими родственниками. Важность семьи для архитектора подтверждается не только большим количеством портретов домочадцев: сохранились личные дневники, в которых он постоянно пишет о своих близких.
Портрет Анны Мельниковой, жены архитектора (этюд к картине Минин и Пожарский), 1940. Холст, масло
Портрет Анны Мельниковой, жены архитектора. Холст, масло
Константин Мельников как традиционалист всегда сохранял в основе своего миропонимания традиционные ценности прошедшего XIX века: представления о важности семьи, дома и веры в Бога, а как архитектор устремился за ХХ веком и стал одним из защитников новых принципов в строительстве.
К. Мельников. Вид на собственный дом, 1936. Холст, масло
Вид на восточный фасад дома с Кривоарбатского переулка, 1930-е. Холст, масло
Дом Мельникова. Интерьер гостиной, 1944. Холст, масло
В.К. Мельников. Спальня в доме К.С. Мельникова, 1933. Холст на фанере, масло
Это только несколько картин из представленных на выставке...
Источник информации: этикетаж и тексты в музейной экспозиции
Продолжение - Архитектор Константин Мельников