Иван Кудряшов. Модель зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге (проект супрематической росписи). 1920-1921. Дерево, темпера. Масштаб 1:5
В период Гражданской войны Казимир Малевич и его ученики обосновались в Витебске. Там и была создана супрематическая группа Уновис (Утвердители нового искусства). Супрематизм - стиль, положенный в основу его художественных экспериментов в 1910-х годах, Малевич считал высшей точкой развития искусства, отсюда название - производное от латинского supremus,то есть "высший, последний". Супрематизм оказал большое влияние на конструктивизм - производственное искусство. Сам Малевич и его ученики неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта, в особенности художественного фарфора, оформление выставок.
Филиал Уновиса в 1920-1921 годах существовал и в Оренбурге. Его организатором был ученик и последователь Казимира Малевича Иван Кудряшов. Наркомпрос командировал его в Оренбург для организации художественного вуза - Государственных свободных художественных мастерских. В это же время в Оренбург приезжал с лекциями Казимир Малевич.
В Оренбурге Кудряшов создал свой самый впечатляющий проект - оформление в супрематическом стиле городского (1-го советского) театра. Проект стал самой значительной разработкой Уновиса для реальной архитектуры. 100 лет назад этот смелый замысел не был реализован, но в Новой Третьяковке можно увидеть уменьшенный макет театрального зала с размещенными по стенам росписями в виде объемной конструкции: космическое парение супрематизма в статичной оболочке производит довольно мощное впечатление.
Витебский творческий комитет Уновиса в письме к художнику от 18 апреля 1921 года комментировал проект так:
"Красный театр т. Кудряшова, считаем, разрешает декоративные задачи, приуроченные к старой форме внутри замкнутой коробки здания, разбитой ярусами зрительного зала театра. По содержанию в нем есть сосредоточие к одному решающему центру всех форм, несколько напоминающее росписи русских храмов, таким центром в театре является потолок, который направляет и влияет на подвижные формы, разбросанные по ярусам, тяжестью и подвижностью основной статической формы, стоящей в пространстве. Занавес разрешен равновесием цветовых сил, протяженных снизу к красному треугольнику. Ваша работа разрешает агитационную роль, которая в супрематизме необходима. Рядом с основным развитием супрематизма он разбрасывает свои динамические формы по хаотичной поверхности нашей современной жизни, тем меняет и подготовляет ее к принятию коренного изменения всех форм, окружающих нас".
Реконструкция двух супрематических проектов Ивана Кудряшова для театров Оренбурга. 1920-1921. Автор реконструкции: Игорь Смекалов. Техническое обеспечение: Кристина Тагильцева. Макет: Кирилл Асс, Надя Корбут. Роспись: Наталья Торопицына
Хотя проект не был реализован в своё время, Иван Кудряшов воплотил идею проекта в нескольких станковых живописных картинах, из которых сохранилась лишь одна: "Супрематизм. Общая схема росписи 1-го Советского театра" (1920-1921, ГТГ). Именно она стала основой реконструкции.
Картина-проект - центральное супрематическое произведение Ивана Кудряшова. Он сумел найти оригинальное композиционное решение для передачи на плоскости сразу нескольких пространственных планов росписи: плафона, занавеса и трех ярусов зрительного зала.
Иван Кудряшов. Супрематический театр, 1923. Бумага, графитный карандаш, акварель. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Не менее интересен и колорит, построенный на взаимодействии разнообразных красных, желтых и синих тонов. В 1923-м схему повезли на Первую русскую художественную выставку в амстердамский Стеделийк-музеум. В собрание Третьяковки она перешла из коллекции Костаки в 1977 году.
Иван Кудряшов. Супрематизм. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920-1921. Холст, смешанная техника. Государственная Третьяковская галерея. Дар Г. Д. Костаки
Иван Алексеевич Кудряшов (1896-1972) - крупнейший художник русского авангарда, супрематист, создатель собственного варианта абстрактного искусства, родился в 1896 году в селе Троицкое Калужской губернии. Отец художника работал конструктором деревянных моделей у К.Э. Циолковского, что оказало большое влияние на интерес мальчика к идее полетов и освоения космического пространства. Художественное образование Кудряшов получил в Москве, учился в Строгановском училище, потом - в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Получив навыки реалиста и видение символиста, в 1918 году Кудряшов продолжил обучение у К.С. Малевича. Затем последовал период работы и преподавания в Оренбурге. После возвращения в Москву активно выставлялся на многочисленных выставках. В 1937-1939 годах преподавал в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей.
Иван Кудряшов. Автопортрет. 1932. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Дар Н. К. Тимофеевой, вдовы художника
Как "формалист" Иван Кудряшов в 1939 году был исключен из Московского союза художников и лишен возможности выставлять работы. В послевоенные годы работал художником-оформителем. Следующие 30 лет его искусство стало практически неизвестным, и только в конце 1950-х его открыли для себя и для коллекционера Георгия Костаки художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова. Единственная прижизненная персональная выставка художника состоялась в 1970 году в Париже в частной галерее. Впоследствии работы Ивана Кудряшова выставлялись в составе групповых экспозиций в Нью-Йорке в Музее Соломона Р. Гуггенхайма (1977, 1992) и в Музее современного искусства (MoMA) (1986, 2006). Наследие художника, придумавшего оформление целого театра, оказалось распылено: часть находится в России (ГТГ, Русский музей, Вятский художественный музей и другие), часть вместе с коллекцией Георгия Костаки уехала в Грецию и находится в музее в Салониках, а часть попала в Узбекистан. В своё время работы и архив купил у вдовы художника для своего музея в Нукусе Игорь Савицкий.