Дягилев. Генеральная репетиция

Oct 25, 2022 11:33




Начало
Продолжим знакомство с выставкой "Дягилев. Генеральная репетиция". В основном экспозиция показывает архив Ларионова, переданный из Франции в дар Третьяковке в 1989 году второй женой художника Ларионовой-Томилиной. Кроме того, за последние три года были приобретены костюмы к балетам, созданным по проектам А.Я. Головина, Л.С. Бакста, Н.С. Гончаровой, А. Матисса, Н.К. Рериха.
Основная экспозиция выставки - это длинная анфилада из небольших разделённых перегородками залов, каждый из которых посвящён одному или двум балетам. Акцент сделан на вторую половину существования "Русских сезонов" в конце 10-х -20-е годов. Много эскизов спектаклей, которые не были поставлены. Оформлением пространства занимался Сергей Чобан, работавший до этого с выставкой Врубеля.







Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к испанским балетам: Испанка в красном. Испанка с веером. Бумага, гуашь, карандаш



Наталья Гончарова. Испанец, 1916. Бумага, гуашь, карандаш



Наталия Гончарова. Эскиз костюма к балету "Испания": Испанка с зеленой шалью, 1916. Бумага верже, гуашь, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к испанским балетам: Испанец. Испанка с веером. Танцующий испанец, 1916. Бумага, уголь, сангина

Несколько залов отданы созданным и незавершенным, как например "Литургия", спектаклям.





Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Литургия", 1915-1916. Бумага, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Литургия", 1915-1916. Бумага, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Литургия". Святая, 1915-1916. Бумага, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Литургия", 1915-1916. Бумага, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Литургия". Христос, 1915-1916. Бумага, карандаш



Наталья Гончарова. Пастух. Картон, гуашь, карандаш, коллаж



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету «Литургия»: Апостол Марк. 1915-1916. Картон, гуашь, карандаш, коллаж

image Click to view







Анри Матисс (автор эскиза). Костюм Придворной Дамы к балету "Песнь соловья" И. Стравинского, 1920. Пошив Мари Мюэль

Яркие эскизы Гончаровой и Ларионова к "Полуночному солнцу", "Золотому петушку", "Русским сказкам" сами по себе хороши. Одетые в эти костюмы артисты - как движущиеся декорации.





Наталия Гончарова. Эскизы-варианты оформления балета "Свадебка" И. Стравинского: Кулисы с растительным орнаментом. Падуга. Баба.Человек из народа. Стольник, 1915-1916. Картон, гуашь, карандаш



Наталия Гончарова. Сказочное дерево. Эскиз декорации, 1915-1916. Картон, гуашь, карандаш, коллаж



Наталия Гончарова. Композиция с лошадями и птицами Сиринами. Эскиз занавеса, 1915-1916. Бумага на картоне, гуашь, карандаш. Неосуществленный вариант



Наталья Гончарова. Композиция с фабричными трубами



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Свадебка" И. Стравинского: Юноша в крестьянском костюме. Девушка, 1923. Бумага, акварель, гуашь, карандаш





Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова: Амельфа. Царь. Царь. Плясунья.  Воин. Баба в сарафане, 1937. Бумага, акварель, карандаш



Михаил Ларионов. Наталия Гончарова. Эскизы бутафории к балету "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова: Золотой петушок. Книга Звездочета. Бубен. Кресло для царевичей. Накрытый стол. Птицы на блюде. 1937. Бумага, гуашь, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы панно по мотивам балета "Золотой петушок": Гвидон. Полкан. 1930-е. Бумага, акварель, бронзовая краска, карандаш
Наталия Гончарова. Застолье. Композиция по мотивам балета "Золотой петушок". 1930-е. Бумага, акварель, карандаш



Наталия Гончарова. Эскизы костюмов к балету "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова: Боярин. Восточная танцовщица. Баба. Звездочет. Танцующая Шамаханская царица. Шамаханская царица. 1937. Бумага, акварель, карандаш



Татьяна Рябушинская. Золотой петушок. Харкурт Алжеранов. Звездочет, 1937. Русский балет колонеля де Базиля



Наталия Гончарова (автор эскиза). Костюм Звездочета к балету "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, 1937. Пошив  ателье В.А.Каринской, Лондон



Наталия Гончарова (автор эскиза). Женский костюм к балету "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова. Вторая половина ХХ в.







Александр Головин. Кощеево царство. Эскиз декорации к балету "Жар-птица" И. Стравинского. 1910. Бумага, гуашь, бронзовая краска

Главными героями Генеральной репетиции стали подлинные костюмы Русских сезонов, приобретённые Третьяковкой в 2019 году у Айвора и Ольи Мазур. 13 показанных на выставке костюмов соперничают с с эскизами модернистов. Матиссовская распашонка из Соловья Головинский и гончаровский Стражники из «Жар-птицы», между которыми 18 лет, шерстяная рериховская рубаха из Весны священной, кожаные сапожки половчанки, роскошные бакстовские юбка и набивная кофта служительницы храма из Синего бога.





Александр Головин (автор эскиза). Костюм Боярина. Женский костюм, 1910



Александр Головин (автор эскиза). Костюм Стражника, 1910. Наталия Гончарова (автор эскиза). Костюм Стражника, 1926

В финале выставки - репетиционный зал с балетным станком и сплошными зеркалами. Редкие фотографии помещены в естественную среду, на стенах зала.









Жизнь дягилевских сезонов длилась около 20 лет. Привлекая самых смелых художников своего времени - Пабло Пикассо, Анри Матисса, Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, и не менее авангардных танцоров и хореографов, Сергей Дягилев перевернул представление о балете в Европе и мире. После смерти Дягилева его труппа распалась. Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу "Русский балет Монте-Карло", которая сохранила репертуар "Русского балета Дягилева" и во многом продолжала его традиции. Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-опера, сделав огромный вклад в развитие французского балета.


русские сезоны, Третьяковка, культура, Дягилев, балет, Россия, выставка

Previous post Next post
Up