Франс Франкен младший. Андрис Даниэльс. Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери. Первая треть XVII века. Масло, дерево.
Восхитительный венок из цветов объединяет расположенные крестообразно пять сцен из жизни Богоматери, где центральной является сцена Рождества Христова. Все цветы гирлянды имеют символическое значение, связанное с религиозным содержанием картины: ирисы - цветок Богоматери, белые лилии - символ чистоты и непорочности, белые розы - также символ Богоматери, которую называли "розой без шипов", тюльпаны - её следование Богу, красные розы - символ страданий и искупительной жертвы Иисуса. В цветах ютятся маленькие ангелочки.
Пять овальных медальонов представляют эпизоды детства Исуса Христа: Благовещение, встреча Марии и Елизаветы, Рождество, Принесение во храм, Христос среди книжников. В углах композиции расположены гризайльные изображения четырёх Евангелистов с их атрибутами: Матвея с ангелом, Марка со львом, Луки с быком, Иоанна с орлом.
Иконография Богоматери в прекрасной цветочной гирлянде довольно часто встречается во фламандской живописи XVII века. Её происхождение восходит к распространенному в искусстве Средневековья и Ренессанса иконографическому типу "hortus conclusus" - огороженный сад. Сотрудничество художников было типичной практикой для живописцев ранней нидерландской и фламандской школ. Дело в том, что для технического совершенства большинство художников выбирали узкую специализацию и могли всю жизнь успешно работать в ней. Даниэльс специализировался на написании натюрмортов, а Франкен - человеческих фигур. Художники объединили свои таланты, чтобы создать такой шедевр, который бы приносил радость людям на протяжении многих веков.
Эта картина находится в коллекции московского Центра искусств.