Выполняю своё обещание - рассказать о Музее русской иконы:
На Гончарной улице напротив Афонского подворья находится музей с великолепной коллекцией икон. Музей был создан по инициативе мецената Михаила Абрамова (1963-2019). В настоящее время музей является самым крупным частным собранием восточно-христианского искусства в России, официально преобразованным в общедоступный музей, статус которого подтвержден Международным советом музеев и Союзом музеев России.
Музей насчитывает около 5 000 единиц хранения, среди них произведения важнейших художественных центров восточно-христианского искусства. Кроме постоянной экспозиции, в музее постоянно проводятся выставки, вход в музей бесплатный. Экспозиция очень большая, представлена на четырёх этажах, поэтому лучше идти прицельно смотреть что-то определённое или просто обзорно познакомиться со всей экспозицией.
1.
Атриум
Коллекционированием икон Михаил Юрьевич Абрамов занялся в начале 2000-х и очень скоро пришёл к мысли о необходимости создании музея, который соответствовал бы всем требованиям, предъявляемым к хранилищам памятников древнерусского искусства. Музейный комплекс был открыт в январе 2011 года. Он объединил два особняка XIX - начала XX века на Гончарной улице, реконструированных и специально оборудованных для экспонирования и хранения икон. Коллекция включает раннехристианские и византийские древности VI-XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны; греческие памятники; а также целый музей эфиопской христианской культуры. Основу коллекции составляет около 1 000 произведений русской иконописи, которые отличаются очень высоким художественным уровнем.
Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов трагически погиб в Греции 20 августа 2019 года в результате авиакатастрофы. Русский меценат разбился на борту вертолета у греческого острова Порос, когда направлялся в международный аэропорт Афин. Воздушное судно рухнуло в море, задев линии электропередачи. Музей продолжает выполнять свою миссию представления и хранения русских икон. Заботу о музее взяла на себя семья мецената. Подробнее о коллекции музея можно посмотреть на сайте
new.russikona.ru 2.
Распределена коллекция по этажам следующим образом:
1-й этаж - Христианское искусство Эфиопии. Иконописные центры XIX - начала XX века
2-й этаж. Русская иконопись XIV-XVI веков. Мастерская иконописца. Византийское и поствизантийское искусство
3 этаж - Русская иконопись XVIII века. Русская архитектура в иконе
4 этаж - Русская иконопись XVII века, рукописная книга, старообрядческие иконы. Старообрядческая часовня
3.
Кроме постоянной экспозиции, постоянно проводятся интересные выставки. На выставке "Новые открытия" были представлены иконы из частных коллекций. В живописи представленных икон можно выявить и руку московского художника и особенности письма ростовского мастера, которые судя по особенностям иконографии, трудились в строгановской мастерской.
4.
5.
6.
7.
Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Вторая половина XVII века. Крит (?)
Переходим к постоянной экспозиции.
8.
9.
10.
11.
Благовещение. Две части навершия от Царских врат 1510-е годы - первая четверть XVI века. Ростов
Экспозиция музея построена по хронологическому принципу - от становления национального стиля в XV веке до эпохи возрождения древних традиций в начале XX столетия. Одной из жемчужин коллекции является крупная новгородская икона "Чудо Георгия о змие". Эта и другие иконы, представленные в залах второго этажа, знакомят с основными школами русской иконописи XV-XVI веков: Новгородской, Псковской, Ростовской.
12.
Чудо Георгия о змие, 1520-1530-е годы. Новгород
О непростом феномене почитания святых в православной культуре даёт представление одна из жемчужин коллекции - огромный поясной образ Параскевы Пятницы, исполненный в Вологодских землях. Её имя в русской традиции двойное, но и то, и другое означает пятницу.
Накинутый поверх мафория белый платок напоминает об обете безбрачия невесты Христовой. На развёрнутом свитке написан Символ веры как знак исповедания Истинного Бога. Ангелы, слетающиеся к великомученице, венчают её усыпанным жемчугом и драгоценными камнями мученическим венцом-короной.
13.
Великомученица Параскева Пятница. Вторая четверть - середина XVI века. Вологодские земли
Музей русской иконы обладает выдающейся коллекцией Псковской иконописи, насчитывающей более десятка образов XVI- XVII веков. Представленные иконы являются яркими примерами разных течений псковской живописной школы. В XVI веке язык письма данного региона изменяется в сторону большей сдержанности по сравнению с экспрессивностью XV века. Цветовые решения становятся более гармоничными, но сохраняется интерес к необычным иконографическим деталям, как например, крупные, тщательно прорисованные персонификации Моря и Иордана в иконе "Богоявление".
14.
15.
Богоявление. Из праздничного чина иконостаса 1530-е годы. Псков
"Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, преподобной Феодосией на полях" - уникальная икона, связанная, судя по сюжету, с царской семьёй последнего из рода Рюриковичей - царя Феодора Иоанновича. Возможно, что изготовлена она была в царских мастерских. А состав святых на иконе позволяет точно определить время её написания. Воин Феодор Стратилат - небесный покровитель самого Феодора Иоановича, благочестивого и кроткого царя, а мученица Ирина - патрональная святая царицы Ирины, сестры всесильного Бориса Годунова. Царская чета долго не имела детей, которые бы продолжили династию. Бездетные супруги усердно молились, основывали храмы и придельные церкви в честь своих патрональных святых, делали щедрые вклады в монастыри, заказывали иконы, одной из которых и является икона из собрания музея. В 1592 году произошло счастливое событие - царица родила дочь, которую назвали Феодосией. Но радость царственной четы не была долгой, поскольку в декабре 1593 года маленькая царевна умерла. Даты её короткой жизни, казалось бы, позволяют датировать икону с точностью до двух лет - 1592-1593 годами. Однако, судя по разнице в стиле исполнения фигур родителей и дочери, средник мог быть написан чуть раньше - начиная с даты бракосочетания в 1580 году. Фигурка преподобной Феодосии могла быть написана после рождения царевны. Таким образом, икону следует датировать 1580-1590 годами.
16.
Икона "Иоанн Предтеча", возможно, была храмовой иконой деревянной церкви Иоанна Предтечи у Ивановского моста в Нижнем Новгороде.
17.
Иоанн Предтеча в пустыне. Первая треть XVII века. Нижний Новгород
18.
19.
20.
Святой Власий, архиепископ Севастийский, с житием в 16 клеймах. Конец XVII века. Каргопольские земли
21.
22.
Очень представительна и интересна коллекция старообрядческих икон на четвёртом этаже.
23.
24.
25.
26.
27.
Вознесение Господне. Из праздничного ряда иконостаса. Конец XVII- начало XVIII веков. Антикварная реставрация
28.
29.
30.
В интерьере часовни создана реконструкция типичной беспоповской старообрядческой моленной.
31.
Старообрядческая часовня-моленная. Конец XVIII века - портал, оконные кованные решётки. Первая половина XIX века - основной объём, наличники окон. Вторая половина XIX века - отдельные брёвна и детали. Происходит из деревни Бухолово Вышневолоцкого района Тверской области
32.
Откровения Иоанна Богослова, с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийского. Фрагменты рукописи, конец XIX века
33.
34.
Богоматерь Тихвинская. Третья четверть XVIII века. Вологодские земли
35.
36.
Вид из окна музея на Афонское подворье
37.