Музей русской иконы

Aug 23, 2022 14:12




Выполняю своё обещание - рассказать о Музее русской иконы:
На Гончарной улице напротив Афонского подворья находится музей с великолепной коллекцией икон. Музей был создан по инициативе мецената Михаила Абрамова (1963-2019). В настоящее время музей является самым крупным частным собранием восточно-христианского искусства в России, официально преобразованным в общедоступный музей, статус которого подтвержден Международным советом музеев и Союзом музеев России.
Музей насчитывает около 5 000 единиц хранения, среди них произведения важнейших художественных центров восточно-христианского искусства. Кроме постоянной экспозиции, в музее постоянно проводятся выставки, вход в музей бесплатный. Экспозиция очень большая, представлена на четырёх этажах, поэтому лучше идти прицельно смотреть что-то определённое или просто обзорно познакомиться со всей экспозицией.
1.


Атриум

Коллекционированием икон Михаил Юрьевич Абрамов занялся в начале 2000-х и очень скоро пришёл к мысли о необходимости создании музея, который соответствовал бы всем требованиям, предъявляемым к хранилищам памятников древнерусского искусства. Музейный комплекс был открыт в январе 2011 года. Он объединил два особняка XIX - начала XX века на Гончарной улице, реконструированных и специально оборудованных для экспонирования и хранения икон. Коллекция включает раннехристианские и византийские древности VI-XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны; греческие памятники; а также целый музей эфиопской христианской культуры. Основу коллекции составляет около 1 000 произведений русской иконописи, которые отличаются очень высоким художественным уровнем.
Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов трагически погиб в Греции 20 августа 2019 года в результате авиакатастрофы. Русский меценат разбился на борту вертолета у греческого острова Порос, когда направлялся в международный аэропорт Афин. Воздушное судно рухнуло в море, задев линии электропередачи. Музей продолжает выполнять свою миссию представления и хранения русских икон. Заботу о музее взяла на себя семья мецената. Подробнее о коллекции музея можно посмотреть на сайте new.russikona.ru

2.


Распределена коллекция по этажам следующим образом:
1-й этаж - Христианское искусство Эфиопии. Иконописные центры XIX - начала XX века
2-й этаж. Русская иконопись XIV-XVI веков. Мастерская иконописца. Византийское и поствизантийское искусство
3 этаж - Русская иконопись XVIII века. Русская архитектура в иконе
4 этаж - Русская иконопись XVII века, рукописная книга, старообрядческие иконы. Старообрядческая часовня
3.


Кроме постоянной экспозиции, постоянно проводятся интересные выставки. На выставке "Новые открытия" были представлены иконы из частных коллекций. В живописи представленных икон можно выявить и руку московского художника и особенности письма ростовского мастера, которые судя по особенностям иконографии, трудились в строгановской мастерской.
4.


5.


6.


7.


Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Вторая половина XVII века. Крит (?)

Переходим к постоянной экспозиции.
8.


9.


10.


11.


Благовещение. Две части навершия от Царских врат 1510-е годы - первая четверть XVI века. Ростов

Экспозиция музея построена по хронологическому принципу - от становления национального стиля в XV веке до эпохи возрождения древних традиций в начале  XX столетия. Одной из жемчужин коллекции является крупная новгородская икона "Чудо Георгия о змие". Эта и другие иконы, представленные в залах второго этажа, знакомят с основными школами русской иконописи XV-XVI веков: Новгородской, Псковской, Ростовской.
12.


Чудо Георгия о змие, 1520-1530-е годы. Новгород

О непростом феномене почитания святых в православной культуре даёт представление одна из жемчужин коллекции - огромный поясной образ Параскевы Пятницы, исполненный в Вологодских землях. Её имя в русской традиции двойное, но и то, и другое означает пятницу.
Накинутый поверх мафория белый платок напоминает об обете безбрачия невесты Христовой. На развёрнутом свитке написан Символ веры как знак исповедания Истинного Бога. Ангелы, слетающиеся к великомученице, венчают её усыпанным жемчугом и драгоценными камнями мученическим венцом-короной.
13.


Великомученица Параскева Пятница. Вторая четверть - середина XVI века. Вологодские земли

Музей русской иконы обладает выдающейся коллекцией Псковской иконописи, насчитывающей более десятка образов XVI- XVII веков. Представленные иконы являются яркими примерами разных течений псковской живописной школы. В XVI веке язык письма данного региона изменяется в сторону большей сдержанности по сравнению с экспрессивностью XV века. Цветовые решения становятся более гармоничными, но сохраняется интерес к необычным иконографическим деталям, как например, крупные, тщательно прорисованные персонификации Моря и Иордана в иконе "Богоявление".
14.


15.


Богоявление. Из праздничного чина иконостаса 1530-е годы. Псков

"Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, преподобной Феодосией на полях" - уникальная икона, связанная, судя по сюжету, с царской семьёй последнего из рода Рюриковичей - царя Феодора Иоанновича. Возможно, что изготовлена она была в царских мастерских. А состав святых на иконе позволяет точно определить время её написания. Воин Феодор Стратилат - небесный покровитель самого Феодора Иоановича, благочестивого и кроткого царя, а мученица Ирина - патрональная святая царицы Ирины, сестры всесильного Бориса Годунова. Царская чета долго не имела детей, которые бы продолжили династию. Бездетные супруги усердно молились, основывали храмы и придельные церкви в честь своих патрональных святых, делали щедрые вклады в монастыри, заказывали иконы, одной из которых и является икона из собрания музея. В 1592 году произошло счастливое событие - царица родила дочь, которую назвали Феодосией. Но радость царственной четы не была долгой, поскольку в декабре 1593 года маленькая царевна умерла. Даты её короткой жизни, казалось бы, позволяют датировать икону с точностью до двух лет - 1592-1593 годами. Однако, судя по разнице в стиле исполнения фигур родителей и дочери, средник мог быть написан чуть раньше - начиная с даты бракосочетания в 1580 году. Фигурка преподобной Феодосии могла быть написана после рождения царевны. Таким образом, икону следует датировать 1580-1590 годами.
16.


Икона "Иоанн Предтеча", возможно, была храмовой иконой деревянной церкви Иоанна Предтечи у Ивановского моста в Нижнем Новгороде.
17.


Иоанн Предтеча в пустыне. Первая треть XVII века. Нижний Новгород

18.


19.


20.


Святой Власий, архиепископ Севастийский, с житием в 16 клеймах. Конец XVII века. Каргопольские земли

21.


22.


Очень представительна и интересна коллекция старообрядческих икон на четвёртом этаже.
23.


24.


25.


26.


27.


Вознесение Господне. Из праздничного ряда иконостаса. Конец XVII- начало XVIII веков. Антикварная реставрация

28.


29.


30.


В интерьере часовни создана реконструкция типичной беспоповской старообрядческой моленной.
31.


Старообрядческая часовня-моленная. Конец XVIII века - портал, оконные кованные решётки. Первая половина XIX века - основной объём, наличники окон. Вторая половина XIX века - отдельные брёвна и детали. Происходит из деревни Бухолово Вышневолоцкого района Тверской области

32.


Откровения Иоанна Богослова, с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийского. Фрагменты рукописи, конец XIX века

33.


34.


Богоматерь Тихвинская. Третья четверть XVIII века. Вологодские земли

35.


36.


Вид из окна музея на Афонское подворье

37.

музеи, старообрядцы, иконы, москва, музей русской иконы, русские иконы, выставки

Previous post Next post
Up