В московском Центре искусств до 30 сентября представлена выставка произведений Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого из частных собраний. 25 картин входят в 5 самых известных циклов художника - "Дальний восток", "Осенние раздумья", "Север", "Прозрачность" и "Космос" и охватывают почти целый век истории отечественного искусства.
Смирнов-Русецкий получил техническое и художественное образование. Учился в Тенишевском реальном училище в Санкт-Петербурге, в рисовальной школе при Стрелковом училище, в Московском инженерно-экономическом институте, в студии у Ф.И. Рерберга и на отделении графики во ВХУТЕМАС. Был членом объединения "Амаравелла". Впоследствии занимался преподаванием технических дисциплин и металловедением.
Объединение "Амаравелла" (санскрит "ростки бессмертия", "берег бессмертия", "обитель бессмертных") просуществовало с 1923 по 1929 год. Согласно манифесту 1927 года, написанному в Нью-Йорке в рериховском художественном центре, где проходила их выставка, "восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего переживания - тогда их мысль будет достигнута".
По собственному признанию, Смирнов-Русецкий не мыслил искусство без духовного стержня, которым было христианство. "Дозор ангелов" - картина-ассоциация, картина-знак, картина-символ - одно из самых ярких произведений в творчестве мастера. Зримое воплощение веры - монастырь и церковь, здесь дополнены их символами - ангелами, в одном мире и на одной плоскости сосуществуют реальный мир и горний мир, доступный интуитивному пониманию. Картина является одним из лучших произведений знаменитого цикла "Прозрачность" и ярчайшим образцом раннего творчества Смирнова-Русецкого.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дозор ангелов, 1920-е годы. Частная коллекция, Москва
Колористическое решение следующей картины (серо-синий и оранжевый), а также изображение бескрайнего горного пейзажа развивает художественный метод Николая Рериха, которым Смирнов-Русецкий восхищался всю жизнь.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Огненные мысли, 1963. Частная коллекция, Москва
Серия работ "Дальний восток (Забайкалье)" была создана под впечатлением от пребывания в лагерях в Забайкалье. В воспоминаниях художника этому периоду было отведено всего лишь пару страниц. Смирнов-Русецкий писал: "Год за годом в сознании проходил необычный процесс связи с прошлом слабели, реальность мира, отдалённого от меня, тускнела. Он становился потусторонним, прозрачным. Оставался узкий мирок, в котором я существовал, всё остальное становилось илюзией".
С помощью живописи мастер создавал собственный мир. Яркий локальный колорит и лаконичные образы натуры этого цикла стали фундаментом для многих будущих работ художника. С 1943 года художник много работал в условиях тюремного лагеря.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дальний восток (Забайкалье). Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дальний восток (Забайкалье). Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дальний восток (Забайкалье). Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дальний восток (Забайкалье). Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Дальний восток (Забайкалье), 1958. Частная коллекция, Москва
Картина "Весна в Забайкалье" создана по мотивам долгого пребывания Смирнова-Русецкого в лагерях в Забайкалье (посёлок Тахтамыгда). Забайкальский край оказался близок к восприятию натуры мастером. В 1957 году художник был зачислен в лабораторию Рыкалина младшим научным сотрудником и работал там до 1965 года. Живописец занимался научной и художественной деятельностью одновременно.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Весна в Забайкалье, 1958. Частная коллекция, Москва
Незадолго до ухода Смирнов-Русецкий словно подытожил свой жизненный путь воспоминаниями, которые заканчиваются так: "На моём творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться. Теперь в конце жизни я чувствую, что и творил, и одолевал невзгоды не напрасно!"
Картина "В лучах неведомого солнца" - зенит творчества русских космистов. В картине небесный свет объединяется с земной гладью.
Б.А. Смирнов-Русецкий. В лучах неведомого солнца. Из цикла "Космос", 1974. Частная коллекция, Москва
Работа "Золотистая туманность" совмещает в себе темы прозрачности и космоса. Силуэты полупрозрачного города словно поглощены космическим сиянием. Такое единство космоса и человека характерно для миропонимания русской философии космизма. Произведение искусства, согласно мнению художников-космистов и манифесту объединения "Амаравеллы", должно само говорит за себя человеку, который в состоянии услышать его речь и понять философию живописца.
Для Рериха и Смирнова-Русецкого, по воспоминаниям Бориса Алексеевича, "путь мечты - это и одновременно путь реальности, поскольку он ведёт в будущее. Мечта есть мысленная организация будущего...".
Б.А. Смирнов-Русецкий. Золотистая туманность. Из цикла "Космос", 1977. Частная коллекция, Москва
Цикл "Север" отражает суровую красоту Карелии, Онеги, Валаама, Белого моря, особенно близкую художнику благодаря собранности колорита и лаконизму природных линий.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесное озеро. Из цикла "Север", 1964. Частная коллекция, Москва
Природа Карелии пленила мастера. Высокие деревья, холмистость Карелии и Русского севера близки художнику с 1940-1950-х годов. Смирнов-Русецкий посещал Сортавалу, Косалму, Укшозеро, Кончозеро, после пребывания на котором написал: "Мощные сосны и удивительно величественные осины, чередовались с берёзой, рябиной и можжевельником. А вдоль берега озера разбросаны бесчисленные валуны, образующие живописные группы".
Б.А. Смирнов-Русецкий. Впереди свет. Из цикла "Север", 1977.Частная коллекция, Москва
С 1974 года, оставив научную деятельность, Смирнов-Русецкий полностью посвятил себя искусству. Он посещал Сортавалу, останавливался в Доме композиторов на берегах залива Кирьявалахти, который известен своими фьордами.
Сочетание дымчато-синего и оранжевого создаёт в картине удивительный колорит, а тонкие деревья нарочито стилизованы.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Майский вечер. Из цикла "Север", 1978. Частная коллекция, Москва
Развивая традицию художников-символистов XIX-XX веков, Смирнов-Русецкий в зримых образах живописи закладывал скрытый смысл. В верованиях славян берёза, растущая рядом с домом, считалась семейным оберегом. Берёза являлась символом весны, чистоты и света. Сосна - характерное дерево для Русского Севера, играла значительную роль в североевропейской мифологии. Например, несгораемая сосна росла у кельи святого Кирилла Челмогорского в Каргополье. Таким образом, берёза и сосна - культовые деревья не только для русского леса, но и для исторического уклада славян.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Берёза и сосна. Из цикла "Осенние раздумья", 1981. Частная коллекция, Москва
Картина "Старый монастырь" - редкий образец архитектурного пейзажа в творчестве мастера. После того как мастер оставил свою научную деятельность, он много путешествовал по городам средней и северной России. Монументальные формы средневековой архитектуры удивительно хорошо вписались в природные ландшафты России, что подтверждает идею об органическом единстве человека и природы. В начале своего творческого пути Николай Рерих посвятил целую серию работ памятникам средневековой русской архитектуры. Смирнов-Русецкий в своих воспоминаниях писал: "Меня всегда привлекали монастыри. В те годы они были уже пусты…"
Б.А. Смирнов-Русецкий. Старый монастырь, 1985. Частная коллекция, Москва
В наследии мыслителей русского космизма красной нитью следует мысль о взаимосвязи человека и вселенной, необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В манифесте "Арамавеллы" художники писали: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира."
Как и у художников эпохи романтизма, у символистов Луна часто встречается в живописи. На картине "Лунный свет" отражён абстрактный образ внутреннего мира человека.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Лунный свет, 1986. Частная коллекция, Москва
В интерпретации художника берёза - символ русского пейзажа. О поездке на Валаам и окрестности художник писал в своих воспоминаниях: "А нежные берёзки мягко рисуются на тёмном фоне леса... Сочетания эпического величия и нежной лирики - в этом исключительное обаяние природы тех мест".
Б.А. Смирнов-Русецкий. Вечер. Из цикла "Север", 1988. Частная коллекция, Москва
Между 1913 и 1918 годами Николай Рерих неоднократно бывал и даже жил в Карелии в Сортавале. Памятуя о своём учителе, Смирнов-Русецкий отдал в своём творчестве дань этому северному региону и его суровой красоте. С 1967 года мастер много времени проводил в этих краях, сконцентрировавшись на творчестве.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Сортавала, 1989. Частная коллекция, Москва
Картина является частью цикла повторений работ Николая Рериха, выполненных Смирновым-Русецким. Рерих посвятил картину поискам истины. Тему художник развивал в сборнике "Твердыня Пламенная" (1932). В главе "Град Светлый" Рерих писал: "Истинно пройдет! Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей. Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники "Светлого Града". О хождении их повествует Брат Алексей в своих поучениях "Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий и восемь дорог к ней. А посреди - озеро живой воды. Путь к нему лежит в кругах странников".
Б.А. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Странник светлого града. По работе Н.К. Рериха (1933) из музея мастера в Нью-Йорке, 1990. Частная коллекция, Москва
Картина "Борис и Глеб" была создана Рерихом в поздний период, когда он жил в селении Наггара, расположенном в долине Кулу в Индии. В дневниках Рерих рассуждал о необходимости "воздать должное деятелям земли Русской", чтобы слава русская звучала по всем краям мира. В образах воинов-подвижников и защитников Бориса и Глеба Рерих, а вслед за ним Борис Смирнов-Русецкий воплотили самые высокие идеалы и увековечили в живописи образы народных героев.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Борис и Глеб. По работе Н.К. Рериха (1942) из музея мастера в Нью-Йорке, 1990. Частная коллекция, Москва
В год начала Первой мировой войны Николай Рерих создал картину "Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится". Согласно легендам о подвижнике, Прокопий не раз спасал Родину от бед. Будучи юродивым и блаженным, Прокопий (вторая половина XIII века) прославился как провидец и чудотворец.
Рерих в картине выражает веру в величие, стойкость России и её народа. В 1990 году Смирнов-Русецкий повторяет замысел Николая Рериха.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится. По работе Н.К. Рериха (1914) из Русского музея, 1990. Частная коллекция, Москва
По колористическому решению художественное наследие Смирнова-Русецкого подразделяется на две части: яркие пейзажи и работы, исполненные в серовато-жемчужной цветовой гамме.
Серо-зелёное колористическое решение традиционно для картин Русского Севера таких мастеров, как Николай Рерих и Михаил Нестеров. В отличие от берёзы ель считалась у славян деревом мёртвых, она росла в болотистых и сырых местах, мало использовалась в быту. Только в XIX веке ель стала символом Рождества. В картине quot;Ёлочка" художник поэтизирует природу Русского Севера.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Ёлочка, 1988. Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Осенний туман. Из цикла "Осенние раздумья", 1990. Частная коллекция, Москва
Б.А. Смирнов-Русецкий. Зимние травы. Из цикла "Прозрачность", 1991. Частная коллекция, Москва
Инфомация: По материалам выставки Центра искусств