Начало.Итак, продолжим знакомство с экспозицией. Три изображения художников в экспозиции - автопортрет, портрет и фотография, дают как бы стереоскопический эффект, мы видим три грани одной и той же личности.
Автопортрет и портрет своего супруга Ольга Делла-Вос-Кардовская писала под влиянием с одной стороны канонов Возрождения, а с другой - эстетики мирискусников.
Справа - Пётр Нерадовский. Портет Ольги Делла-Вос-Кардовской, 1926. Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш. Переславский музей-заповедник
Дмитрий Кардовский - ученик Ильи Репина и блестящий педагог изображён на фоне сумеречного неба и с аксессуарами, подчёркивающими его профессорский статус.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Дмитрия Кардовского, 1913. Холст, масло. ГТГ
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Автопортрет, 1917. Холст, масло. ГРМ
Надежда Шведе-Радлова (Плансон). Портрет Николая Радлова, 1920-е. Картон, масло, темпера. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Справа - Николай Радлов. Автопортрет, 1914. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Мартирос Сарьян. Автопортрет с маской. Армения, 1933. Холст, масло. Государственный музей Востока
Николай Ульянов. Портрет Мартироса Сарьяна, 1912. Картон, акварель. Собрание Григория Константинова, Москва
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером, 1914-1923. Холст, масло. ГТГ
Николай Сапунов входил в группу сокурсников-символистов, сформировавшуюся вокруг Павла Кузнецова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которая в 1907 году получила название Голубая роза, по организованной ими выставке. Во время учёбы Сапунов помогал своему педагогу Константину Коровину писать декорации в Большом. Его тоже живопись проникнута атмосферой театральности. На фоне корзины цветов его фигура только угадывается в верхнем правом углу.
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом, 1907, 1910-1911. Картон, темпера. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
Замечательный живописец и рисовальщик, Сапунов прожил короткую жизнь. Он утонул в Финском заливе летом 1912 года во время прогулки на лодке, когда ему шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве.
Справа - Николай Милиоти. Памяти Николая Сапунова, 1913. Картон, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
Максимилиан Волошин. Автопортреты, 1915-1916. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина, Крым
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта Максимилиана Волошина, 1927. Холст, масло. ГРМ
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, много писавшие друг друга, пробовали самые разные манеры и стили. Художница изображала себя в народной одежде, а муж видел ее утонченной дамой в замысловатой шляпке (правда, с гротескно выпученными глазами).
Наталья Гончарова. Автопортрет в старинном костюме, 1907-1908. Холст, масло. ГТГ
Михаил Ларионов. Женский портрет, около 1903-1905. Холст, масло. Собрание Константина Янакова, Москва
Себя Ларионов показал в камерной интимной обстановке (с неизвестной барышней, сидящей на кровати). Наталья Гончарова писала супруга в манере Владимира Татлина.
Михаил Ларионов. Автопортрет с неизвестной, 1924. Холст на картоне, масло. Графитный карандаш. ГТГ
Наталья Гончарова. Курильщик (Стиль подносной живописи), 1911. Холст, масло. ГТГ
Самые странные автопортреты в этой экспозиции были написаны авангардистами-конструктивистами Александром Родченко и Варварой Степановой. Художники не следуют каким-либо правилам и пишут нетипичные автопортреты, которые лишены реального сходства и психологических характеристик, но выполнены в классических цветах: синий цвет для мужского портрета и розовый и желтый - для женского. Портреты являются последними работами, написанными этой творческой парой перед их переходом в производственное искусство.
Александр Родченко. Автопортрет, 1920. Холст на фанере, масло. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, Москва
Варвара Степанова, Автопортрет, 1920. Фанера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Справа - Роберт Фальк. Портрет Льва Зевина, 1922. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Лев Зевин. Автопортрет, 1930-е. Холст, масло. ГТГ
В центре - Николай Денисовский. Портрет Георгия Якулова, 1927. Холст. масло. ГТГ
Георгий Якулов. Автопортрет, середина 1910-х. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Справа - Надежда Сапожникова. Портрет Константина Чеботарёва, 1914. Холст, масло. Галеев Галерея, Москва
Константин Чеботарёв. Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой, 1937. Бумага на картоне, масло. Галеев Галерея, Москва
Владимир Татлин. Автопортрет, 1910-е. Холст, масло. Костромской музей-заповедник
Художник Павел Челищев (1898-1957) учился на врача, брал уроки хореографии и живописи. После революции, оказавшись в Киеве, учился у Александры Экстер, затем в 1920 году перебрался через Константинополь в Европу, где ему позировали Грета Гарбо, Сергей Лифарь, Гертруда Стайн. После одной из парижских выставок стилистику Челищева называли неоромантизмом, мистическим реализмом или утверждали, что Челищев открыл сюрреализм за девять лет до Сальвадора Дали. В 1940-е году Челищев уехал в США, где обрёл мировую славу. Потом вернулся в Европу и жил преимущественно в Италии.
Павел Челищев. Автопортрет, 1925. Холст, масло. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург
Миней Кукс. Автопортрет в тельняшке, 1928. Холст, масло. Галеев Галерея, Москва
Виктор Барт. Двойной автопортрет, 1911. Холст, масло. Костромской музей-заповедник
Мария Синякова. Портрет Виктора Барта, 1953. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Надежда Удальцова. Автопортрет, 1920-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой, 1935. Холст, масло. Орловский музей изобразительных искусств
Образ Арлекина, в котором написал себя Владимир Бехтеев (1878-1971), примеряли многие живописцы в Европе и России. Характеры персонажей итальянской комедии дель арте на стыке XIX и XX веков стали героями высокой культуры и ассоциировались с образами творческой личности. Этот автопортрет Бехтеев напишет в Европе, где он обучался искусству в Мюнхене и Париже. В Германии он стал членом объединения Синий всадник и там выработал свой собственный стиль. С началом Первой мировой войны он вернулся в Россию и уже в 1921 году возглавил художественный отдел Государственного цирка.
Владимир Бехтеев. Автопортрет. Арлекин, 1915. Холст, масло. Собрание Марины и Бориса Молчановых, Москва
Николай Денисовский. Портрет Давида Штеренберга, 1923. Холст, масло. ГТГ
Справа - Давид Штеренберг. Автопортрет, 1915. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Михаил Матюшин. Автопортрет, 1900-е. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина, начало 1900-х. Холст, масло. ГРМ
Куратор выставки "Точки зрения": Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма