В начале XIX века усадьба Ивана Родионовича Баташёва (1732-1821), владельца чугуноплавильных заводов в Выксе и тульских самоварных заводов, была самым величественным и роскошным дворцом на Швивой горке (Яузская улица, 11) и вторым - после дома Пашкова на Моховой. Баташёвы происходили из старинных потомственных кузнецов Тульской оружейной слободы и были напрямую связаны с Демидовыми. Чугунные скульптуры Триумфальной арки в честь 1812 года, два московских фонтана, решетки кремлёвских садов и даже колесница с конями на фронтоне Большого театра - всё это было сделано на заводах Баташёвых.
1. Это было одно из самых больших владений в Москве - Баташёв скупил участок в шесть переулков. По старой московской традиции дом стоит в глубине двора. На красную линию вынесены флигели с изящной оградой. Чугунную решетку на парадных воротах, а также львов на пилонах ворот, отлили на баташевских заводах.
2. Архитекторами дворца называют то Василия Баженова, то француза Шарля де Вальи, то Родиона Казакова - точно неизвестно. Зато точно известно, что за строительством наблюдал архитектор Михаил Котельников, выпускник Академии художеств. По одним сведениям он был крепостным Баташевых, по другим - купеческим сыном. Авторство внешнего убранства дворца принадлежит ему же.
Масштабная реставрация усадьбы Баташёва, или Яузской больницы (больницы имени И.В. Давыдовского), началась в 2019 году. К настоящему времени реставраторы привели в порядок почти все здания. Фасады корпусов очищены от грязи и пыли, старых красочных покрытий и штукатурных слоёв, отреставрирован лепной декор. Сейчас работы идут со стороны дворового фасада. Весь процесс реставрации планируют закончить к концу 2022 года.
3. Все здания на территории усадьбы хорошо сохранились, хотя усадьба и горела в 1812 году. В 1870-е годы усадьбу Баташева выкупил город, и после реконструкции, проведённой архитектором А.А. Мейнгардом, в ней была открыта больница для чернорабочих. К ним относили всех сельских жителей, работавших в Москве, извозчиков, землекопов, и даже лакеев.
Левый флигель усадьбы Баташева
4. Ворота парадного входа сразу задают тон великолепию бывшего дворца, они украшены нишами, раковинами, рельефами, маскаронами, на пилонах возлежат чугунные львы.
5.
Маскароны со львами в раковинном венце
6. Главный усадебный дом поражает величественностью и при этом соразмерностью всех частей. К трехэтажному зданию по бокам примыкают флигели. Главный фасад выполнен в стиле ампира: шестиколонный портик увенчан треугольным фронтоном с аттиком. Использование этих элементов в жилой архитектуре отсылает нас к постройкам Андреа Палладио.
7. Материалом построек служил оштукатуренный кирпич и белый камень. Прямоугольные окна второго этажа снизу украшены небольшой декоративной балюстрадой, а на первом этаже можно увидеть полукруглые ниши. Цокольный этаж отделан рустом.
8.
9. Здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора, крытыми галереями.
10. Колонны портика украшают капители коринфского ордера.
11. В 1899 году на территории усадьбы была возведена домовая церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость". Церковь завершила формирование всего архитектурного ансамбля дворянской усадьбы. Сделанная наподобие миниатюрного флигеля, она соединяется с главным зданием маленьким переходом на уровне второго этажа, а на уровне первого этажа от главного здания ее отделяет небольшая арка, ведущая во двор больницы. И хотя при взгляде на церковь чувствуется позднее время её построения, она отлично вписалась в ансамбль.
12. Сейчас больница названа в честь одного из профессоров, который работал в ней в 1930-е годы, Ипполита Васильевича Давыдковского. В 1974 году возле больницы установлен памятник Давыдовскому. Авторами проекта являлись скульптор Ашот Сергеевич Аллахвердянц и архитектор Григорий Захаров.
13. Основные сохранившиеся части усадьбы: главное здание, два отдельно стоящих флигеля, церковь, служебные постройки и усадебный сад.
Левый флигель дворца, вид с территории усадьбы
14.
15.
16.
Правый флигель дворца с территории усадьбы
17.
18.
19.
20. В настоящее время восемь исторических зданий Яузской больницы являются объектами культурного наследия. Это ограда и ворота парадного двора конца XVIII века, постройка хозяйственного двора, датированная XVIII столетием (строение 19), служебный корпус конца XVIII века (строение 11), садовый павильон (сторожка), построенный в конце 1800-х годов (строение 8), а также амбулаторный корпус (строение 2). Последний был возведён в 1909 году архитектором Илларионом Ивановым-Шицем в стиле неоклассицизма.
21.
22. В советское время больницу переименовали в Медсантруд, в 1920-е она принадлежала ГПУ, затем медицинским институтам.
23. Шестиэтажный панельный корпус был построен в 1972 году по типовому проекту на бывшей дворцовой территории. Он стоит вдоль Земляного переулка, главный вход в этот корпус - с территории больницы.
24. Реконструкцию фасада этого корпуса больницы провели с помощью стеклянных кассет с фотографиями исторического декора дворца Баташева. Фото нанесены на стекло с внутренней стороны кассеты. Проект реконструкции откликается на соседство знаменитого дворца и основан на идее архитектора Сергея Чобана.
25. В зависимости от освещения возникает иллюзия объёма и кажется, что фигуры помещены под стекло, как в музейной витрине.
26. Сейчас вход на территорию усадьбы свободный, и можно спокойно осмотреть всё, что уже отреставрировано.
27.
Источники информации: www.pravoslavie.ru,
moskvichmag.ru ,
archi.ru