Недавно в двусветном зале Исторического музея (на площади Революции) проходила выставка замечательного художника Константина Богаевского. Имя этого художника для многих, и в том числе для меня, связано с приятными воспоминаниями о волшебных пейзажах Крыма и Коктебеля, с поэзией Максимилиана Волошина. И хотя выставка уже закрылась, вдогонку покажу лучшие работы из этой экспозиции.
Выставка была приурочена к 150-летию художника и 150-летию Феодосийской картинной галереи им. И. Айвазовского. Было представлено около 100 работ из 22 российских музеев, но это лишь часть большого наследия художника, который в эпоху Серебряного века и Советского периода очень часто выставлялся на зарубежных и российских выставках. Рассказ о выставке получился в двух частях: сначала покажу масляную живопись, потом - акварели.
Константин Богаевский родился 24 января 1872 года в Феодосии в итальянско-немецкой семье генуэзского происхождения. В юности брал уроки у пейзажиста Адольфа Фесслера, ученика И.К. Айвазовского. В 1891 году поступил в Петербургскую академию художеств и учился там у Архипа Куинджи. В 1894 году из-за частых болезней и неумения рисовать живую натуру Константин был отчислен из академии. Но через год после возвращения в Феодосию Богаевский получил письмо от А.И. Куинджи с приглашением продолжить учёбу в пейзажной мастерской.
К. Богаевский. Дискобол, 1892. Бумага, уголь. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
К. Богаевский. Венера Милосская, 1892. Бумага, уголь. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
К. Богаевский. Наброски лодок и коров, 1890. Бумага, графитный карандаш. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
К. Богаевский. Мельница у лесного ручья, 1884. Бумага, графитный карандаш. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Всю свою жизнь Константин Богаевский прожил в Крыму, и всю жизнь Крым вдохновлял его. Благодаря Куинджи Богаевский после окончания Академии побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии. Но и после всех своих путешествий он считал, что нет ничего прекраснее Крыма и Феодосии. Впечатление от увиденного за границей выразились в акварельных пейзажах, созданных художником по возвращении на родину и показанных на выставке, организованной объединением "Мир искусства".
Ранние пейзажи Богаевского отличаются темной цветовой гаммой. Основные мотивы этих работ - пустынные ландшафты и развалины древних строений.
К. Богаевский. Последние лучи, 1903. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
С 1900 года художник выставлялся в Петербурге, Венеции, Мюнхене, Париже и Москве. После участия в Русско-японской войне Богаевский закончил службу в армии, и в 1906 году женился на итальянке Жозефине Густавовне Дуранте (1877-1969). Его супруга происходила из старинного купеческого генуэзского рода, богатейшего в Феодосии. Сёстры Дуранте познакомились с Богаевским в Коктебеле. Жозефина была необыкновенно хороша собой, прекрасно образована, музыкальна, владела несколькими языками, она стала на всю жизнь верным другом и ангелом-хранителем художника. Брак Богаевского оказался бездетным.
К. Богаевский. Старый Крым, 1902. Холст, масло. Русский музей
К. Богаевский. Тропический пейзаж. Эскиз к картине "Утро", 1906. Холст, масло. Русский музей
К. Богаевский. Генуэзская крепость, 1907-1908. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
К. Богаевский. Гобелен, 1910-е. Бумага, акварель, пастель. Дом-музей М.А. Волошина
К. Богаевский. Гора Святого Георгия, 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
![](https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/6620192/6620192_original.jpg)
К. Богаевский. Киммерийская область, 1910. Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей
В 1912 году Богаевский выполнил самую известную свою работу - три панно для особняка московского предпринимателя М.П. Рябушинского (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке) в Москве.
В конце 1920-х годов Богаевский снова начал писать маслом, создавая картины по предварительным натурным этюдам. Так появились пейзажи с мотивами моря, прибрежных скал и берега с густой растительностью.
К. Богаевский. Горный пейзаж, 1924. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
К. Богаевский. Каффа (Старая Феодосия), 1927. Холст, масло. ГТГ
К. Богаевский. Горный пейзаж, 1930. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
К. Богаевский. Старая гавань. 1931. Холст, масло. Симферопольский художественный музей
К. Богаевский. Феодосия современная, 1932. Холст, масло. ГТГ
К. Богаевский. Старая Феодосия, 1935. Холст, масло. ГТГ
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшими его друзьями стали художник Константин Кандауров и поэт Максимилиан Волошин.
Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. В оккупированный Феодосии он продолжал вести детскую художественную студию, давая надежду местным детям. Очевидцы вспоминают, что Константин Федорович специально рассаживал детей в студии во все уголки, чтобы занять больше места. Все это он делал для того, чтобы немецкое командование не заняло помещение Галереи Айвазовского. Погиб Константин Фёдорович Богаевский 17 февраля 1943 года при бомбардировке Феодосии, похоронен на старом городском кладбище.
К. Богаевский. Горный пейзаж, 1940. Холст, масло. Симферопольский художественный музей
Судьба супруги сложилась очень печально - вместе с сестрой они пытались уехать в Геную к брату Льву, но были репатриированы из Вены в освобождённый Крым. Затем Жозефина 10 лет отбывала в лагерях, была реабилитирована в хрущёвскую оттепель, поселилась в старом Крыму вместе с сестрой Антуанеттой. Потом всё-таки ей предоставили однокомнатную квартиру в Феодосии. Брат оставил ей наследство, но получить его не удалось - Жозефине не разрешили выехать в Италию. Похоронена она в Москве на Немецком кладбище.
К. Богаевский. Вечер у моря, 1941. Холст, масло. Симферопольский художественный музей
Источники:
ru.wikipedia.org,
durante1823.wordpress.com, информация на стендах выставки
Продолжение будет...