Сандро Боттичелли (1445-1510). Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего, около 1474 г. Темпера на панели. Уффици, Флоренция
Один из выдающихся мастеров флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли использовал в оформлении портрета молодого мужчины уникальный для эпохи Возрождения приём: в доске находится круглая ниша, куда вставлена пастилья. Так называется вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 года. Возможно, на картине изображён автор медали - Микелоццо ди Бартоломмео или Хростофор ди Джеремия.
Термином "пастилья" обозначают целый класс предметов итальянского декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения. Название этой техники лепного рельефа с итальянского переводится как "комок теста" или "лепёшка". Материал - смесь свинца с сульфатом и связующим из яичного желтка, действительно очень мягкий и податливый. Рельеф иногда расписывался красками, покрывался позолотой или оставался в натуральном виде.
Эта техника использовалась различными способами в Италии в эпоху Ренессанса. До нашего времени сохранилось около 290 небольших шкатулок, созданных в технике пастильи. Иногда в состав пастильи добавлялся мускус, поверхность шкатулок намеренно оставлялась непозолоченной и неокрашенной, чтобы рельеф источал мускусный аромат. Эта техника была широко представлена феррарскими мастерами в конце 1440-х годов.
Шкатулка (кассетта). Феррара, Италия. Конец XV века. Пастилья, дерево, позолота. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Изделия, выполненные в технике пастильи, хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальном музее Ренессанса в Экуане (Франция), во Дворце изящных искусств в Лилле, Национальном музее Средневековья (Музей Клюни) в Париже, Рейксмюсеуме в Амстердаме, музее палаццо Даванцати во Флоренции и других.
Крышка шкатулки. Феррара, Италия. Конец XV века. Пастилья, дерево, позолота. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
В Музее Виктории и Альберта есть гербовая шкатулка, датировку которой установили довольно точно, исходя из карьеры его владельца, кардинала Бернардо Клезио.
Шкатулка, изготовленная для кардинала Бернардо Клезио, ок. 1530-1538, Музей Виктории и Альберта.
Пастилья крайне редко встречается в частных коллекциях. Известен только один переносной триптих-складень из пастильи. Он относится к тем редким произведениям искусства, которые исчезли вследствие своей хрупкости. Увидеть этот уникальный триптих можно на выставке "Неизвестный Ренессанс" в московском Центре Искусств. Триптих был создан двумя разными мастерскими из одного культурно и исторически объединённого региона Средиземноморья - Венеции и Крита. Складень-пастилью изготовили в мастерской в Венеции или Ферраре в конце XV века.
На створках, обрамленных пилястрами с фигурами пророков, изображены 15 эпизодов, рассказывающих о жизни Иисуса и Страстях Христовых. Левая створка включает в себя сцены: Рождество, Поклонение волхвов и Пятидесятница (Сошествие Святого духа), правая - Воскрешение, Вознесение и Успение. Между собой сцены разделены колоннами и балдахинами в готическом стиле. Несмотря на то что произведения в технике пастилья часто оставляли белыми, этот триптих богато позолочен и выделен красной, синей, зеленой и черной полихромией.
Андреас Рицос (мастерская) или Николаос Рицос. Мастерская Кливлендской шкатулки. Венеция или Феррара, конец XV - середина XVII вв. Триптих из жизни Христа. Икона "Богоматерь с младенцем". Темпера, дерево, пастилья, позолота, до 1503 года
Икона Богоматери в центре была написана в мастерской Андреаса Рицоса, жившего в Кандии с 1451 по 1492 годы, или его сыном Николаосом Рицосом. На это указывает небольшая деталь, фирменный знак отца Рицоса - Христос держит свиток в правой руке. Мастерская семьи Рицоса продолжала на Крите традиции византийской иконописной школы.
Центральная панель триптиха содержит сцены из жизни Христа и сцены Страстей Христовых (Гефсиманское моление, арест Христа, Христос перед первосвященником Анной, Христос перед Каиафой, Христос перед Пилатом, Бичевание и Несение креста, вверху над иконой - Распятие).
Фрагмент
Источник информации и фото: Центр искусств. Москва, Википедия