На выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Новой Третьяковке воцарился мир великолепной античности. Наверное, это самая красивая и позитивная выставка последнего времени. Главной звездой её стал Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902), работавший в стиле неогрек. По происхождению поляк, он родился в Харьковской губернии, был подданным Российской империи, учился в Санкт-Петербурге, стал академиком, жил и творил в Италии. Художник всегда следовал традиции, согласно которой античность является истоком европейской культуры.
На выставке представлены около 100 живописных и графических произведений позднего академизма, в числе которых работы художников круга Семирадского: Фёдора Бронникова, Степана Бакаловича, Василия Смирнова, братьев Павла и Александра Сведомских и европейца Лоуренса Альма-Тадема. Художники этого направления творили в эпоху, когда академизм противопоставлялся реализму передвижников.
Экспозицию дополняют античные вазы из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, аналогичные тем, которые были в личной коллекции Семирадского и изображены на его холстах, а также фрагменты античной скульптуры.
Многое хочется показать для тех, кто не сможет попасть на эту выставку, поэтому будет несколько частей...
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, 1889. Холст, масло. ГРМ
Фрагмент
Генрих Семирадский. По примеру богов, 1877. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван
Генрих Семирадский. Танец среди мечей, 1881. Уменьшенное повторение одноимённой картины (1879, утрачена). Холст, масло. ГТГ
Фрагмент
Генрих Семирадский. Оргия времён Тиберия на острове Капри, 1881. Холст, масло. ГТГ
Фрагмент
Генрих Семирадский. Игра в кости, 1899. Холст масло. Приобретено при благотворительной поддержке А.И. Новикова, 2002. ГТГ
Фрагмент
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времён цезаризма, 1872. Холст, масло. ГРМ
Генрих Семирадский. Доверие Александра Македонского врачу Филиппу, 1870 год. Минск, Национальный художественный музей Республики Беларусь
Фрагмент
Александр Сведомский (1848-1911). Улица в Помпее, 1882. Холст, масло. Приобретено П.М. Третьяковым у автора, 1882. ГТГ
Фрагмент
Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Розы - наслаждение любви (Приготовление к празднику), 1897. Дерево, масло. Приобретено Николаем II с Всемирной выставки, 1900. Государственный музей-заповедник Павловск
Фрагмент
Вильгельм Котарбинский (1848-1921). Девушка с голубями, 1880-1890-е. Холст, масло. ГТГ
Бюст Диониса в виноградном венке. Римская копия II века с оригинала эллинистического времени. Мрамор. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Николай Лаверецкий (1837-1907). Вакх, 1879. По модели 1876-1877. Мрамор. ГТГ
Генрих Семирадский. Праздник вакха, 1890. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей
В центре - канделябр в виде фигурки Силена. Начало XX века. Гальванокопия. Неаполь. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Генрих Семирадский и мастерская. Фантазия, около 1900. По мотивам парадного занавеса "Парнас" (1900) для Львовского городского театра. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Генрих Семирадский. Канатоходка, 1898. Холст, масло. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Фрагмент
Генрих Семирадский. Портрет молодой римлянки, 1889. Эскиз для картины Фрина. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Генрих Семирадский. У источника, середина 1890-х. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург
Фрагмент
Фрагмент
Фёдор Толстой (1783-1873). Морфей, 1852. По модели 1822 г. Мрамор. ГТГ
Продолжение