В.М. Васнецов (1848-1926). Богоматерь с Младенцем на престоле, 1900-е - начало 1910-х годов. Эскиз для Владимирского собора в Киеве
Деревянный киот к этой иконе создан по эскизам В.М. Васнецова для проекта храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Надпись вверху: "Больше всея любве никто же имять, да кто душу положить за други своя ". Надпись внизу: "Проект храма Воскресения Христова сооружаемого на месте смертельного поранения Императора Александра второго".
В экспозиции Центра искусств "Художественные сокровища России" три зала отведены иконам разных периодов и стилей. Все иконы представлены в великолепных деревянных киотах, благодаря чему вся экспозиция выглядит эстетично и стильно. Большинство икон украшены драгоценными окладами. Оклады были выполнены в своё время известными ювелирными мастерскими Москвы. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.
Общим стилем оформления залов был выбран модерн, киоты - массивные деревянные рамы для старинных икон, были созданы в мастерской Арт-Центра "Алексеевское подворье" в стилистике модерна. Резьба по дереву, вставка металлов, самоцветных камней, тканей; покраска, тонировка, матовая полировка - все детали работают на один образ.
В отличие от "русского стиля" последней четверти XIX века, первая волна русского модерна получила название "неорусского стиля". Она была связана с деятельностью Абрамцевского кружка художников. Вместе с Абрамцевским кружком Саввы Мамонтова резчики мастерских Строгановского училища, Талашкина стали одними из ведущих представителей неорусского стиля. Вторая волна русского модерна захватила многие ювелирные мастерские Санкт-Петербурга и Москвы и позволила создать многие шедевры в оформлении и убранстве русской иконы. Задача модерна заключалась в создании декора как неотъемлемой части иконного образа, в котором сама икона, оклад и киот создают гармоничное единство. Посмотрим, как устроители выставки воплотили эту идею.
Слева - Господь Вседержитель, первая четверть XVIII века. Оружейная палата, Москва. Оклад: вторая треть XVIII века.
В центре - Святая троица, начало XVIII века. Оружейная палата, Москва
Архангел Михаил. Икона: школа Оружейной палаты, последняя четверть XVII века
Господь Вседержитель (в окладе). Оклад: 1893 год, Москва. Мастер Емельян Кузнецов
Господь Вседержитель (в окладе). Икона: конец XIX - начало XX века. Оклад: 1899-1908, Москва, фабрика Н.А. Алексеева
Святой Николай Чудотворец (в окладе), Икона: конец XIX века. Оклад: Яков Мишуков, 1893, Москва
Отец художника Павла Корина - Дмитрий Николаевич, некоторое время работал в Петербурге, в мастерской Пешехонова, в которой писал иконы в академическом стиле. Дмитрий Николаевич рассказывал, что к ним в мастерскую приходил Н.Л. Лесков, в то время он писал рассказ "Запечатленный ангел", и у мастеров иконописцев расспрашивал подробно об иконописании.
Обширная коллекция икон, собранных художником Павлом Кориным, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.
Д.Н. Корин (ум 1897), Палех. Преподобный Сергий Радонежский, 1889
Святой Николай Чудотворец (в окладе). Икона: конец XIX - начало XX века. Оклад: Мастер П.Т. Москва
Избранные святые (в окладе). Оклад: мастер Н.Е., конец XIX века, Москва
Господь Вседержитель (в окладе). Икона: конец XIX века. Оклад: 1896-1908, Москва, мастерская И.Ф. Тараброва
Преподобный Илия Муромец. Палех, начало XX века
Кирилл - греческий святитель, чтившийся на Руси, был архиепископом Александрийской церкви, написал много теологических трудов и стал одним из главных действующих лиц в религиозных спорах V века. На иконе из экспозиции, согласно традиции, Кирилл изображен в богослужебном облачении с благословляющим жестом и Евангелием в левой руке. Борода, разделенная на конце на две пряди - дань греческой иконописной традиции.
Святой Кирилл Александрийский, конец XIX - начало XX века
Богоматерь Казанская (в окладе). Икона: началo XX века. Оклад: 1908 - 1926 годы, мастерская С.Г. Галкина
Благоверный князь Александр Невский (в окладе). Начало XX века (после 1906 года). Оклад: мастерская Д.Л. Смирнова
Коллекция икон в деревянных киотах дополнена предметами мебели в стиле модерн. Этот шкаф в стиле Абрамцевских мастерских тоже создан в "Алексеевском подворье".